Революция в Рожаве породила новое общество

«Кризис системы требует альтернативного подхода. Революция в Рожаве подарила жизнь новому обществу»,– говорит Нулифер Коч, член Национального конгресса Курдистана (НКК), в своей статье, опубликованной в «Il Manifesto».

В своей публикации под заголовком «Кризис системы требует альтернативного подхода. Революция в Рожаве подарила жизнь новому обществу» Нулифер Коч пишет: «Антонио Грамши однажды отметил: «Кризис – это такая ситуация, когда старое отмирает, а новое не способно родиться. Это утверждение ясно отражает нынешнюю ситуацию во всём мире. Фактически капиталистическая система сегодня переживает такой глубокий кризис, что она не может больше ни контролировать его, ни справиться с ним. Это начало происходить ещё тогда, когда мир, державшийся на двух противоречащих друг другу системах, которые были представлены Соединёнными Штатами и Россией, в то время Советским Союзом, стал разваливаться. С 1990 года число войн и конфликтов во всём мире увеличилось, и теперь перед всем человечеством стоят колоссальные проблемы».

В тексте, опубликованном в ежедневной итальянской газете «Il Manifesto», говорится: «На Ближнем Востоке кризис проявляется в тех условиях, которые возникли в национальных странах региона. Турция, Иран, Сирия, Ирак, Ливия, Йемен, Египет, Тунис, Афганистан, Пакистан и другие страны борются за выживание и в то же время проявляют больше агрессии по отношению к своему народу, который борется за свои права и свободы. Учитывая всех участников этой игры, породившей всеобъемлющий кризис, можно с уверенностью назвать это третьей мировой войной. Арабская весна была попыткой социальных бунтов против правящих властей региона, но, к сожалению, она потерпела провал: вместо того чтобы вызвать глубокие демократические перемены, она только привела к переменам в верхних слоях существующих режимов, которые по-прежнему служат интересам мировой капиталистической системы.

В своих рассуждениях Оджалан пришёл к выводу, что реальный социализм в конечном счёте потерпел крах по причине неадекватного анализа феномена власти. Реальный социализм не потерпел бы провала, если бы социалисты смогли построить свою систему вне государства и власти, но таким, как он был, построенный на власти и мышлении, ориентированном на власть, и в то же время принимающий участие в левом освободительном движении, он был обречён на крах. В отличие от этого идеология Оджалана отвергает и то, и другое. Её цель – освобождение не только одного класса общества или одного угнетённого народа, а освобождение всего общества в целом.

Для Оджалана философской идеей, лежащей в основе демократического конфедерализма, является радикальная критика капиталистической современности, основанной на принципах власти. Согласно его философии, установление демократии и формирование общества не должно быть связано с идеей достижения власти. «Моё представление о демократическом конфедерализме является всеобъемлющим. Для меня это означает независимую демократическую организацию общества без каких-либо притязаний на власть», – говорит Оджалан. Он рассматривает охвативший мир хаос и ухудшение обстановки на Ближнем Востоке как возможность для построения демократического конфедерализма. Установление демократического конфедерализма в Курдистане должно проходить бок о бок с демократизацией четырёх государств, которые ведут себя как колониальные державы по отношению к территориям курдских поселений. Из этого ясно видно, что Оджалан стремится утвердить идею демократического конфедерализма не только в Курдистане, но и за его пределами, на территории всего ближнего Востока.

Демократическая трансформация колониального государства на примере Сирии

Давайте рассмотрим всё это поближе, используя в качестве примера государство Сирии. Из четырёх регионов Курдистана самый маленький находится в пределах национальной территории Сирии. Как и курды, живущие в других частях Курдистана, курды, живущие в Сирии, всегда подвергались преследованиям со стороны центрального правительства. В результате событий, происшедших в соседнем северном Ираке в 1990-х годах, которые привели к установлению бесполётной зоны, сирийский режим усилил давление на курдов в своей стране. Когда 9 октября 1998 года Оджалану пришлось покинуть Дамаск, где он провёл 19 лет, Башар аль-Асад наконец заключил союз с Турцией, и, таким образом, Анкара и Дамаск сформировали общий фронт с единой целью разрешить «курдскую проблему» раз и навсегда.

12 марта 2004 года после футбольного матча в Камышло силами сирийского режима Баас были убиты 32 курда. В его намерения входило учинить резню, чтобы запугать курдское население Сирии, потому что в соседнем южном Курдистане (северный Ирак) после падения Саддама Хуссейна курдам была дарована автономия. Однако после резни вспыхнуло восстание, которое распространилось по всей Рожаве и даже перекинулось на Алеппо и Дамаск. Это было первым массовым восстанием в Рожаве. После этого курды создали свои первые комитеты вооружённой обороны, которые являлись предшественниками существующих в настоящее время отрядов самообороны ОНС и ЖОС. Более того, с 1979 года по 9 октября 1998 года Абдулла Оджалан обучил более 40000 человек в партийных академиях РПК, что также побудило курдов объединиться – его вклад в это невозможно недооценить. Оджалан также много сделал для того, чтобы создать дружеские связи с арабами, ассирийцами и армянами, что послужило основой для революции в Рожаве, разразившейся в 2012 году».

Полный текст статьи был переведен на английский Жанет Бьехль и опубликован в ходе кампании «Мир в Курдистане». Её можно прочесть здесь.