Турция

Себахат Тунджаль и Гюльтан Кишанак все еще находятся в тюрьме

Суд в отношении курдских политиков Себахат Тунджаль и Гюльтан Кишанак начался в Малатье. Обвиняемые именуют это судебное дело вмешательством в судебную систему сверху.

В 1-м уголовном суде Малатье в понедельник состоялось слушание дела бывшего сопредседателя Демократической партии регионов (ДПР) Себахат Тунджаль, а также бывшего соруководителя муниципалитета Амеда Гюльтан Кишанак. Двое курдских политиков были арестованы в самом конце 2016 года, а в феврале 2019 года получили длительные тюремные сроки по обвинению в терроризме.

Бывшая соруководительница Амеда (Диярбакыр) Гюльтан Кишанак была приговорена к 14 годам и трём месяцам, а лидер ДПР к 15 годам заключения за «создание и ведущую роль в работе организации» и за «организационную пропаганду». Полгода спустя турецкий апелляционный суд отменил приговоры Тунджаль и Кишанак.

Обвиняемые были приведены из тюрьмы в зал суда для участия в заседании и дачи показаний. Себахат Тунджаль, которая была избрана в турецкий парламент как политическая заключённая в 2007 году, заявила, что она уверена, что никакая защита с её стороны не сможет как-либо повлиять на итоговое решение. Однако она заявила, что весьма важно задокументировать некоторые факты для истории: «Этот суд не отвечает международным стандартам. Я имею в виду систему, при которой вся власть сосредоточена в руках одного человека. Это настоящий переворот, направленный против системы правосудия, в результате которого она подминается под нужды правящего режима. Нечто подобное происходило во времена Гитлера. Парламент, суды, права человека – всё это игнорировалось и попиралось. На любого, кто смеет возражать, заводят дело. Интеллектуалы, деятели культуры, защитники окружающей среды, журналисты, профессора – все они оказываются перед лицом подконтрольных режиму судей».

Она напомнила о том, что 25 пять миллионов курдов, проживающих в Турции, страдают от политических, культурных и экономических проблем. Курдское политическое движение готово разрешить эти проблемы, но это движение объявляют террористическим и подавляют. «Но что происходит при этом? – спрашивает Себахат. – Движение лишь разрастается. Оно представляет шесть миллионов людей в парламенте. Оно готово решать существующие проблемы в рамках демократии, удовлетворяя нужды женщин и защищая окружающую среду. Однако в ответ мы получаем: «Если вы не подчинитесь, мы лишим вас всяческих прав, мы поместим вас в тюрьмы, которые больше напоминают концентрационные лагеря».

Гюльтан Кишанак, которая в 19 лет терпела пытки в знаменитой тюрьме Амеда в 1980-х годах во время политического переворота в Турции, заявила в ответ на обвинения в терроризме, что она никогда не заставит себя молчать: «Разумеется, я продолжу выступать и дальше. То, что я, как политик, участвую в различных мероприятиях нашей партии, не является преступлением, это моё право, закреплённое в конституции».

На суде присутствовали члены парламента от ДПН Лейла Гювен и Салиха Айданыз, а также множество других политиков. Государственный прокурор потребовал, чтобы ордер на арест был продлён. Следующее судебное заседание пройдет 9 марта 2020 года.