Помпео подтверждает кошмарный сценарий Израиля в отношении иранской ядерной бомбы

Сценарий, которого больше всего опасались руководители Службы безопасности и разведки Израиля, теперь становится реальностью. Соединенные Штаты прижали Иран к стенке своими экономическими санкциями, а он сокращает свое «время прорыва» к ядерной бомбе.

Одной фразой госсекретарь США сделал явью кошмар лиц, принимающих решения в области дипломатии и безопасности в Израиле: «Члены международного сообщества, которые справедливо обеспокоены последними нападениями и провокациями Ирана, должны представить себе, как Иран будет вести себя с ядерным оружием», — сказал Майк Помпео после заявления Ирана о начале фазы 4 его медленного выхода из ядерного соглашения. Помпео подтвердил опубликованную год назад оценку израильской разведки, согласно которой иранцы будут нарушать соглашение постепенно, пока не достигнут уровня, с которого они могли бы прорваться к созданию ядерного оружия в течение нескольких месяцев.

По оценкам израильских разведчиков, после выхода США из ядерного соглашения Иран будет готов к быстрому «прорыву» к первому военному ядерному объекту. Именно такой ситуации Израиль боится больше всего на свете. Помпео также обсуждал эту возможность, говоря, что Соединенные Штаты не допустят этого; но его слова никого не убедили ни в Иерусалиме, ни в Тель-Авиве (там расположены штаб-квартиры израильских сил обороны и спецслужб).

«К сожалению, опыт учит нас, — сказал бывший высокопоставленный сотрудник израильской разведки в интервью Аль-Монитор на условиях анонимности, — что не все заявления администрации Трампа переводятся в дела. Дело в том, что на этот раз мы подходим к экзистенциальному перекрестку, который может заставить нас выбрать независимый путь. На этот раз речь идет не о Северной Корее, а об Иране, который официально заявил о своем намерении стереть Израиль с карты мира».

Израильская разведка с поразительной точностью предсказала все, что произошло за полтора года с тех пор, как президент Дональд Трамп объявил о выходе США из ядерного соглашения в мае 2018 года. В беседе с «Аль-Монитор» в середине 2018 года высокопоставленный источник в разведке, выступая на условиях анонимности, набросал полный сценарий: иранцы ответят на выход США из соглашения нарушениями, которые будут расти. Сначала они снова начнут обогащать уран до уровня 3,5%, затем увеличат количество центрифуг. Позже они увеличат запас обогащенного урана, который они держат на своей территории, затем они будут управлять обогатительной фабрикой в Фордоу и начнут использовать свои сложные, быстрые центрифуги.

Президент Ирана Хасан Роухани попытался немного успокоить Запад на этой неделе (особенно европейцев) и объявил, что все иранские шаги обратимы и что возвращение Запада к ядерному соглашению немедленно приведет к возвращению к нему Ирана. «То, что сказал Роухани, не совсем точно, — отметил высокопоставленный источник в израильской Службе безопасности на условиях анонимности. — Последний этап, на котором работают быстрые центрифуги, не является обратимым. Иран накапливает опыт эксплуатации этих центрифуг и создает знания и научный потенциал, которые быстро приближают его к возможности строительства первой атомной бомбы. Даже если через несколько недель или месяцев он прекратит работу объекта в Фордоу, вы не сможете отнять у него знания и опыт, и он будет значительно ближе к ядерному оружию.

Сейчас мы находимся всего в нескольких шагах от реализации главного израильского кошмара: Иран готов к ядерному прорыву, который не сможет предотвратить ни один международный орган. Ставка премьер-министра Биньямина Нетаньяху на Трампа и на то, чтобы прижать Иран к стене, рушится на его глазах, в удивительной симметрии с его личной ситуацией на политической и криминальной аренах.

«Трамп тоже, — сказал источник в правящей в Израиле партии Ликуд в интервью «Аль-Монитор» на условиях анонимности на этой неделе, — оказался ненадежным союзником. Президент действительно любит Израиль, но когда дело доходит до реальных действий или его личных политических интересов, он не намерен рисковать ради Нетаньяху».

(Президент США Трамп использовал воинственную риторику против Ирана, вывел США из ядерной сделки с этой страной — а она предусматривала прекращение ядерной военной программы Ирана в обмен на снятие американских санкций — и обрушил на Иран самые тяжелые санкции за всю его историю. Иран в ответ вернулся к ядерной программе. Но надежды Израиля на то, что США нанесут по Ирану военный удар и остановят эту программу, рухнули. Трамп не ответил ни на иранскую ракетную атаку против Саудовской Аравии — главного союзника США в Персидском Заливе, ни на сбитый иранцами американский беспилотник. После того, как президент отказался от поддержки другого своего военного союзника, курдов, и заявил о выводе войск из Сирии, которые защищали курдов, стало ясно, что Трамп станет избегать любой вооруженной конфронтации и не будет применять силу для защиты союзников, — прим.).

Особенно сложные задачи стоят сейчас перед израильскими службами безопасности: военный вариант развития событий, в который Израиль вложил за последнее десятилетие более 10 миллиардов израильских шекелей (2,8 миллиарда долларов), должен был предоставить ему возможность нанести реальный ущерб иранской ядерной инфраструктуре. «Нетаньяху упустил уникальную возможность использовать этот вариант и нанести ущерб иранскому ядерному проекту в 2011 и 2012 годах, — сказал бывший высокопоставленный израильский военный чиновник Аль-Монитор на условиях анонимности. — Неясно, насколько эффективным этот вариант будет сегодня, семь или восемь лет спустя».

Израиль сохранил и даже улучшил свои возможности в этой области в последние годы, но его реальная эффективность зимой 2019 года значительно снизилась по сравнению с ущербом, который Израиль мог бы нанести иранскому ядерному проекту летом 2012 года. «Объект в Фордоу укреплен и установлен под высокой горой, — сказал «Аль-Монитор» на условиях анонимности бывший сотрудник израильской разведки, работавший над иранской ядерной угрозой. — То, что [бывший премьер-министр] Эхуд Барак назвал в то время иранской «сферой иммунитета», выросло в последние годы. Точно так же, как мы готовились к нападению, иранцы укрепляли и углубляли оборону своих ядерных объектов. Прямо сейчас совершенно неясно, в какой степени Израиль мог бы осуществить нападение, которое изменило бы игру в Иране».

Если мы свяжем все это с доказанной иранской способностью осуществлять обычные атаки с использованием управляемых ракет и вооруженных беспилотников, как это недавно было показано в Саудовской Аравии, мы получим растущую израильскую головную боль. Все это происходит потому, что в Израиле нет действующего правительства, нет премьер-министра с ясной политикой, страна втягивается в третьи выборы подряд, а хаос, создаваемый сторонниками Нетаньяху, еще больше усугубляется иранскими нарушениями ядерного соглашения.