Трехлетний юбилей освобождения Ракки

Три года назад Ракка была освобождена от контроля ИГИЛ*. Город, расположенный в 200 километрах к западу от Алеппо, был отстроен за это время, но предыдущие годы ужаса оставили на нем глубокие следы.

После того, как в 2014 году так называемое Исламское государство (ИГИЛ) захватило иракский городу Мосул, джихадисты направились в Ракку, один из крупнейших городов Сирии, с оружием, запасы которого пополнили в Мосуле. Одна из группировок «Аль-Каеды»*, «Джебхат ан-Нусра»* (Фронт «ан-Нусра») и так называемая Свободная сирийская армия (ССА) покинули город. Немногим позднее Ракку стали называть столицей «Исламского халифата»; в городе воцарилось царство террора, ориентированное на салафитскую интерпретацию шариата. После Ракки бандформирования ИГИЛ шаг за шагом захватили множество других городов Северной Сирии и в сентябре 2014 года обратили свое внимание на Кобани. Город был атакован с трех фронтов, но атаки были встречены упорным сопротивлением. В Кобани террористы потерпели свое первое поражение и после этого начали понемногу отступать, гонимые до самого центра Ракки.

6 июня 2017 года Сирийские демократические силы (СДС) начали операцию по освобождению Ракки, и спустя пять месяцев ожесточенных боев, 17 октября с правлением ИГИЛ было покончено. Об освобождении города сообщили Женские отряды самообороны (ЖОС), сражавшиеся с ИГИЛ на первой линии фронта. Объявление о победе было дано на площади Аль-Наим, месте, где ИГИЛ провело первые показательные публичные казни.

Управление освобожденной Раккой было вскоре передано гражданскому совету, основанному в апреле в Айн Иссе. Большая часть города была уничтожена ИГИЛ, немалая часть пострадала во время операции освобождения. Реконструкцию осложняли подрывные мины-ловушки, оставленные ИГИЛ. В то же самое время подпольные ячейки ИГИЛ продолжали наносить удары. Сегодня, по информации источников, близких к органам безопасности, в городе относительно спокойно и наступила некоторая стабильность. Махмуд Аль-Саид, занимающий руководящую должность в органах внутренней безопасности, подчеркивает, что процесс был очень трудоемким: «Сначала были обезврежены мины и прочие взрывные устройства. Затем были привлечены к ответственности ячейки ИГИЛ, а в недавнее время и те, что связаны с турецким государством и правительством Дамаска».

Большую роль в восстановлении социальной среды города сыграли арабские племена региона. С началом турецкого вторжения в Сарекание и Гре Спи в октябре 2019 года активизировались и те спящие ячейки, что существовали в Ракке. Некоторые из них были организованы ИГИЛ, некоторые – подконтрольны турецкому государству и джихадистам, которых оно рекрутировало. 22 октября 2019 года вооруженные отряды сирийского правительства разместились на турецкой границе. После этого в регионе активизировались и ячейки сирийского режима.

Общая цель этих ячеек, получающих указания из разных центров, – уничтожение безопасности и стабильности в регионе. Они совершают нападения на членов гражданского совета Ракки, политиков, старейшин племен.

Нур Аль-Зиб, сопредседатель гражданского совета Ракки, упоминает, как после объявления об отступлении войск США из северной и восточной Сирии многие полагали, что система, с трудом и упорством выстроенная в городе, рухнет. Допускалось даже, что гражданский совет вернет управление над городом Дамаску. «Благодаря сплоченности населения и племен и отказу принимать внешнее вмешательство гражданский совет смог сохранить мир», – объясняет сопредседатель. Социальная солидарность не позволила разжечь конфликты между разными группами населения, говорит он, добавив: «Несколько раз люди, близкие к автономной администрации, были атакованы членами ячеек сирийского режима. Эти попытки были сделаны с целью посеять хаос в регионе. Несмотря на это, население отреагировало благоразумно, и эти попытки ни к чему не привели».

* – террористическая организация, запрещенная в РФ.