Езиды, выжившие в детстве, сталкиваются с беспрецедентным кризисом

Amnesty International призвала международные организации, такие как УВКБ ООН, ускорить процесс пересмотра дел женщин и детей-езидов с целью их переселения, в сотрудничестве с национальными властями и правительствами иностранных государств.

Почти 2000 детей езидов, которые вернулись в свои семьи после того, как их держала в плену вооруженная группировка, называющая себя Исламское государство (ИГИЛ-организация запрещена в РФ), сталкиваются с кризисом физического и психического здоровья, предупредила Amnesty International в новом отчете, опубликованном сегодня. В докладе «Наследие террора: бедственное положение езидских детей, оставшихся в живых после ИГИЛ», также рассматривается неотложная необходимость положить конец насильственному разделению женщин и их детей, рожденных в результате сексуального насилия со стороны членов ИГИЛ. В период с 2014 по 2017 год ИГ совершала военные преступления против человечности и то, что ООН называет геноцидом против езидской общины в Ираке.

57-страничный доклад показывает обширные проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются примерно 1992 ребенка, которые вернулись в свои семьи после похищения, пыток, изнасилований и принуждения к боевым действиям. Их подвергли многочисленным ужасным истязаниям в ИГ. «Несмотря на то, что кошмар отступил в прошлое, эти дети испытывают огромные трудности. Пережив ужасы войны в очень молодом возрасте, они теперь нуждаются в срочной поддержке со стороны национальных властей в Ираке и международного сообщества, чтобы построить свое будущее, – сказал Мэтт Уэллс, заместитель директора Amnesty International по кризисному реагированию. –Выжившие после ужасных преступлений, эти дети теперь сталкиваются с наследием террора. Их физическое и психическое здоровье должно стать приоритетом в ближайшие годы, если они хотят полностью реинтегрироваться в свои семьи и общество».

Многие оставшиеся в живых дети вернулись из неволи с изнурительными долговременными травмами, болезнями или физическими нарушениями. Наиболее распространенные состояния психического здоровья, с которыми сталкиваются эти дети, включают посттравматический стресс, беспокойство и депрессию. Часто проявляемые симптомы и поведение включают агрессию, воспоминания, ночные кошмары и резкие перепады настроения.

Кризис физического и психического здоровья

Гуманитарные работники, специалисты в области психического здоровья, а также лица, обеспечивающие уход, рассказали Amnesty International об особых проблемах для двух групп выживших детей: бывших детей-солдат и девушек, подвергшихся сексуальному насилию. Тысячи езидских мальчиков, захваченных ИГ, голодали, подвергались пыткам и были вынуждены сражаться. В результате эти бывшие дети-солдаты особенно подвержены серьезным заболеваниям или физическим недостаткам, таким как потеря рук или ног. Мальчики-езиды по возвращении часто оказываются в изоляции, так как их семьи и общины отвергают их. Они часто подвергались интенсивной идеологической и военной подготовке, специально предназначенной для того, чтобы стереть их прежние личности, язык и имена.

Из 14 опрошенных бывших детей-солдат более половины сообщили Amnesty International, что они не получили никакой поддержки – психосоциальной, медицинской, финансовой или иной – после их возвращения.

Сахир*, которого насильно завербовали в возрасте 15 лет, сказал: «Я был вынужден сражаться. Я должен был сделать это или умереть. У меня не было другого выбора. Это было вне моего желания. Чтобы выжить, я сражался. Это самое худшее, что может случиться с любым человеком, самое унизительное ... [После возвращения из плена] я искал просто кого-то, кто бы заботился обо мне, оказывал поддержку, чтобы сказать мне: «Я здесь ради тебя» ... Это то, что я искал и никогда не находил». 

Девочки-езиды подвергались широкому кругу злоупотреблений в неволе, включая сексуальное насилие. Девочки, пережившие сексуальное насилие, страдают от целого ряда проблем со здоровьем, включая травматические свищи, рубцы и трудности с зачатием или ношением ребенка до срока.

Ранда*, 14-летний подросток, которая пять лет находилась в неволе, сказала: «Я была ребенком, когда меня заставили выйти замуж. Они заставили меня страдать. Я хочу, чтобы мое будущее было лучше. Я хочу, чтобы ИГ понес ответственность за то, что они сделали со мной».

Один врач, чья организация оказывала медицинскую и психосоциальную помощь сотням выживших женщин и девочек, сказала, что почти каждая девушка, которую она лечила в возрасте от девяти до 17 лет, была изнасилована или подверглась другому сексуальному насилию. Международная Амнистия установила, что существующие службы и программы для жертв сексуального насилия в значительной степени игнорируют девочек. «Эти дети систематически подвергались ужасам, которые совершали с ними террористы ИГ, и теперь их оставили в одиночестве. Им должна быть оказана поддержка, в которой они отчаянно нуждаются, чтобы восстановить свою жизнь как часть будущего общины езидов», – сказал Мэтт Уэллс.

Женщины с детьми, рожденными от сексуального насилия

В результате сексуального порабощения со стороны боевиков ИГ езидские женщины и девочки родили сотни детей. Многим из этих детей было в основном отказано в месте в езидской общине из-за ряда факторов, включая позицию Высшего духовного совета езидов и действующую правовую базу в Ираке, которая обязывает каждого ребенка «неизвестного» или мусульманского отца регистрировать как мусульманина. Несколько женщин, опрошенных Amnesty International, заявили, что на них оказывали давление, принуждали или даже обманывали, чтобы они оставляли своих детей, вызывая сильную душевную боль. Эти женщины также были ложно уверены, что смогут посетить или воссоединиться со своими детьми на более позднем этапе. Все опрошенные женщины, которые были разлучены со своими детьми, сказали, что у них нет контакта или доступа к ним. Они сказали, что не могут говорить со своими семьями или обществом о желании воссоединиться со своими детьми из-за опасений за свою безопасность.

22-летняя Жанан сказала: «Я хочу рассказать [нашему сообществу] и всем людям в мире, пожалуйста, примите нас и примите наших детей… Я не хотела иметь детей от этих людей. Я была вынуждена иметь сына. Я бы никогда не попросила воссоединиться с его отцом, но мне нужно воссоединиться с моим сыном».

24-летняя Ханан, чья дочь была отнята у нее, сказала: «У меня такое же чувство, как и у всех других матерей [в той же ситуации]. Мы все думали о том, чтобы убить себя, или пытались это сделать... Мы люди, у нас есть свои права, и мы хотим, чтобы наши дети были с нами. Что бы мы ни испытывали в ИГИЛ, сейчас мы переживаем нечто худшее. Нам нужно решение».

Amnesty International призвала международные организации, такие как УВКБ ООН, установить приоритетность и ускорить процесс пересмотра дел этих женщин и детей для их переселения, и сделать это в сотрудничестве с национальными властями и правительствами иностранных государств.

«Эти женщины попали в рабство, подверглись пыткам и сексуальному насилию. Они не должны страдать, словно бы несут дальнейшее наказание. Они должны воссоединиться со своими детьми, и любое будущее разделение должно быть предотвращено. Им должна быть предоставлена ​​возможность международного переселения или переселения вместе со своими детьми, учитывая огромные риски, с которыми они сталкиваются в Ираке», – сказал Мэтт Уэллс.