Вспоминая партизанку Сару Доршин

«В нашем красочном женском сообществе товарищ Сара была одним из самых красивых цветов».

В годовщину гибели героини-партизанки Сары Доршин, погибшей в результате бомбардировки ВВС Турции, ее друзья и товарищи поделились воспоминаниями о ней.

Год назад, 7 апреля, она была убита бомбардировками турецких ВВС в горном районе Гаре Южного Курдистана. Эти разные воспоминания показывают, скольких людей она встретила на пути к свободе и насколько сильным остался ее след в сердцах людей, борющихся за свободу.

Воспоминания курдского друга из Берлина:

«Тихие воды глубоки!» Это утверждение относится к тебе, товарищ Сара. Ты была очень спокойным, тихим человеком, маленьким, почти миниатюрным. Совсем не тот человек, который шел на фронт, чтобы привлечь внимание. Ты внимательно относилась к своему окружению, вела записи. Спокойствие, которое ты излучала, было отчасти обманом, потому что я думаю, что внутри тебя горел огонь. Ты переживала, искала истину, задавались вопросами о смысле жизни.

Когда я встретил тебя (в 2015/2016 годах), ты с другими товарищами снимала документальный фильм о движении курдских женщин в Бакуре. Поскольку ты была добросовестным и ответственным человеком, то завершила свою часть в фильме до того, как поехала в Курдистан в 2017 году. Ты также была очень решительным человеком, я это понял во время Длинного марша в феврале 2017 года из Люксембурга в Страсбург. Ты прошла каждый метр от начала и до конца пешком, пратически без отдыха. Ты прошла весь маршрут, не показывая никому, что ты очень устала. Когда турецкие фашисты постоянно провоцировали и нападали на нас в течение Длинного марша, ты сохраняла спокойствие, не паникуя, и была готова защищаться.

Воспоминания друзей из Академии жинологии в Амеде:

Когда ты приехала в Амед, Сур – в сердце сопротивления, чтобы снять документальный фильм о женском движении в Бакуре, ты произвела на нас впечатление чистотой и энтузиазмом, горевшим в глазах. Твои глаза были как вулкан, готовый взорваться. Когда мы сказали: «Завтра будет женское собрание», твое спокойное лицо наполнилось восторгом. Ты даже забыла свою фотокамеру, торопясь помочь нам. М смеялись, напоминая тебе о твоей фотокамере, которую ты оставила где-то тоже в радостном волнении. Ты приехала снимать документальный фильм, но и сама стала важной частью документального фильма о движении курдских женщин.

Воспоминания интернационалиста Арин Гелин:

Я впервые встретила товарища Сару в Амеде в начале 2016 года. В то время Сара сняла уже несколько документальных фильмов о курдском движении. Длинный - о борьбе женщин, и более короткий, который стал своего рода эпизодом о женском информационном агентстве «Джинха». Сара была серьезной и решительной женщиной. Внимательный и глубокий слушатель. Я уверена, что у Сары было много других достойных качеств, но у меня не было достаточно времени, чтобы действительно полностью узнать ее. Мне всегда казалось, что в ней есть какая-то тайна. Но я думаю, что мы и так хорошо ладили. У меня ведь тоже есть свои секреты.

Когда мы прощались в Амеде, мы пообещали друг другу поддерживать нашу связь. Мы поделились друг с другом желанием поехать в Рожаву и узнать о курдской революции подробнее. Мы решили, что это будет хорошая возможность поехать туда вместе. И вскоре после этого организовали совместную поездку.

В Рожаве я помню, что мы были очень впечатлены женщинами из Сил социальной защиты).

Матери и отцы семейств, которые работали, чтобы защитить свои родные районы и деревни. Мы назвали их «матерями с автоматами Калашникова», потому что они были одеты в свои национальные платья, в разноцветные платки, в коричневый жилет с логотипом розы (роза красива, но в то же время защищает сама себя шипами), а на их плечах висели те самые автоматы Калашникова. Некоторое время мы думали о совместном проекте и создании документального фильма об этих женщинах ССЗ. Это должен был быть небольшой фильм. До сих пор я все еще думаю, что это отличная идея, потому что история этих женщин заслуживает того, чтобы ее рассказали.

Я особенно вспоминаю одну ночь, когда товарищ Сара и я шли вверх по маленькому двору, где мы жили, и Сара задавалась вопросом, что я думаю о подъеме в горы. Я выразила свои сомнения. Поездка в горы – очень важное решение, и в то время для меня это все было новым, хотя, конечно, я была впечатлена революцией и курдским движением. Она рассказала мне то, чего я не знала, поэтому я так запомнила это. Она сказала, что для того, чтобы отправиться в горы и по-настоящему жить и воевать там, нам нужно много юношеской энергии. В некотором смысле я согласилась с ней. Сара всегда была очень осторожна. Это был первый и последний раз, когда она рассказала мне что-то о горах Курдистана...

Я помню, как мне было немного грустно, оттого что я не попрощалась с ней более тепло. Это то, что я узнала в Курдистане. Вы никогда не должны оставлять что-либо для другого времени. Мы живем здесь с нашими друзьями каждую секунду, как будто каждая секунда уникальна. Курдистан учит нас ценить всех и видеть красоту каждого момента, который мы проводим вместе.

 

Воспоминания товарища из Движения молодых женщин:

Поверь мне, товарищ Сара, я чувствую твое спокойствие и твою простоту, когда записываю эти слова. Ты была очень простым, чрезвычайно скромным и очень, очень чутким интернационалистом.

Я очень рада, что познакомилась с тобой в этот день на Длинном марше за свободу лидера Апо. Мы обменялись несколькими словами, и я сразу поняла, с каким прекрасным человеком я встретилась. Ты просто не вписалась в этот мир, ты была как круг в треугольнике. Тихая душа, которая всегда следила за тем, что говорить. Ты всегда выбирала слова, чтобы не сказать ничего плохого, не обидеть человека. Ты искала правильную форму, чтобы найти место в этом мире. «Я не могу сделать революцию. Я не могу даже поставить два слова рядом, не подумав перед этим...» - вот что ты однажды сказала мне. Ты выбрала свободу и поверила в братство людей. Ты – бессмертная товарищ Сара, и мне было приятно знать тебя.

Независимость – это быть собой:

Как ты сама рассказывала, в 2016 году ты поехала в Бакур по поводу съемок документального фильма «Xwebûn» («Независимость») о борьбе женщин в Амеде. Тебя больше всего впечатлило движение курдских женщин, и, вернувшись в Германию, ты участвовала в интернационалистской молодежной работе в Берлине. Ты также продемонстрировала свою настойчивость в еженедельных наблюдениях за судебным процессом против курдского товарища в Берлине, в котором ты постоянно участвовала и разделяла свою солидарность с борьбой за свободу. В то же время ты начала самостоятельно изучать курдский язык. После твоего приезда в Рожаву весной 2017 года ты перешла из интернациональной коммуны в организацию молодых женщин в Дирбесие, а уже оттуда 30 июня (в память о героине Зилан) решила уйти в свободные горы Курдистана. Либо ты была очень нетерпелива, либо просто была уверенна в своем решении – я не знаю. Но вместо того, чтобы некоторое время жить в Рожаве, ты решила отправиться прямо в горы. Это решение пришло не сразу. Ты познакомилась с курдским движением в разных местах.

С большой решимостью ты начала свой путь в партизанской организации ССЖ «Стар» (Союз свободных женщин «Стар»). Вместе с погибшим героем Багером Нджияном (Майкл Пансер) ты проходила обучение в начальной академии, развивалась в новой партизанской жизни.

Немного изучив курдский язык, ты рассказала о своем впечатлении от новой жизни с партизанами: «Жизнь в горах очень приятна для меня, так как я сама выросла в деревне. Это также причина, почему жизнь здесь не очень сложна для меня. Горы действительно очень красивы». Ты рассказала нам о своей главной цели жизни: «Необходимо создать нового человека, потому что с новым человеком будет создано и новое общество. Я вижу важный шаг в построении нового человека, потому что капиталистическая система оказывает на нас огромное влияние – это имеет место во всем мире! И поэтому тем более важно бороться с его разрушительным влиянием. Здесь мы можем видеть, что движение Абдуллы Оджалана разработало решение социальных проблем. Для этого все люди должны познакомиться с ценностями Hevaltî (товарищество) и методами критики и самокритики и применять их в своих организациях, потому что это оружие, с которого мы можем начать нашу борьбу.

Экин Ван, турецкий товарищ, которая провела зиму в женском лагере вместе с Сарой:

Поверьте, я встретила лучших людей в мире в РПК. И лучшие люди в мире также героически пали в борьбе за человечество. Мы живем с наследием, которое они оставили нам; они дают нам силы в борьбе. Наша подруга Сара Доршин была одной из самых ценных людей, которых я встретила в этой борьбе. То же самое относится и ко всем другим друзьям, которым, как и мне, повезло встретить Сару. Она была товарищем, который за то время, что мы были вместе, поддержала меня в трудную минуту, повлияла на меня и привнесла много нового в мой взгляд на мир.

Друзья из женского отделения, в котором мы были вместе, приехали из разных регионов Курдистана, они выросли с разными религиями. Теоретически мы всегда говорили, что демократический конфедерализм – это единственный путь равноправного, свободного сосуществования женщин, народов, чтобы они жили в мире и достоинстве. Но зимой мы это окончательно поняли, так как на практике испытали это в нашей повседневной жизни вместе. Благодаря тесному сотрудничеству женщин из разных народов и религий мы лучше поняли важность и правильность философии Абдуллы Оджалана, который собрал нас вместе. Мы должны активизировать борьбу ради торжества этих ценностей. Как я уже сказала, в нашем колоритном женском сообществе товарищ Сара был одним из самых красивых цветов.

Моя подруга Сара как-то сказала, что мы все должны чувствовать революционный стыд, и это навсегда осталось в моей голове. В результате я снова усомнилась в своей революционной жизни. Это научило меня чувствовать долговое бремя того, что я не сделала, по сравнению с тем, что я сделала.

Для меня дискуссии с товарищем Сарой о философии были очень важны, потому что у нее были очень глубокие мысли. Разговоры были такими же сильными, как крепкий партизанский чай. С партизанами разговор за чаем особенно приятен, мы любили так пить чай и разговаривать. Вместе с Сарой мы всегда мечтали о создании международного женского отделения, где бы каждая женщина из другой нации, как и ССЖ «Стар», участвовала в партизанской борьбе.

Для товарища Сары всегда то, что сказано, должно было быть сделано – она не разделяла теорию и практику. Если сказанное не было реализовано, она чувствовала противоречие, рассказывала об этом, подвергла критике. В РПК важно не то, что ты говоришь, а то, как ты живешь. Этот принцип РПК был присущ товарищу Саре.

Во время практической работы Сара никогда не проявляла никаких признаков усталости, смотря на нее, мы получали новые силы и уверенность. На нас также произвела впечатление ее военная подготовка. Она получила хорошую физическую силу благодаря своей идеологии, внутренней убежденности. Ее сила была в том, что она не рассматривала идеологию и практику отдельно. Товарищ Сара Доршин всегда была преемницей героев-интернационалистов, таких как товарищ Ронахи (Андреа Вольф), товарищ Недем (Ута Шнайдербангер), товарищ Дилсоз (Кевин Йохим), товарищ Хелин (Анна Кэмпбелл), товарищ Шияр Габар (Якоб Ример), товарищ Багер Нджиян (Майкл), которые встали на сторону курдского народа и посвятили свою жизнь борьбе за свободу женщин и всех угнетенных народов. Они сражались и оставили нам очень важное интернационалистское наследие. Прежде всего мы обязаны продолжать это наследие и помнить, что они добавили к человеческим ценностям своей жертвой, жить в осознании этого наследия. Мы сражаемся в этой борьбе за вас, погибших героев, за наши семьи, за всех, кого мы любим. Мы боремся потому, что, как сказал товарищ Кемаль Пир, «мы так сильно любим жизнь, что готовы умереть за нее».

Товарищ-интернационалист пишет о планах Сары, которыми она поделилась с ней:

У Сары были большие планы: она хотела принести революционную власть Курдистана в Германию, все хотели знать, что другая жизнь не только возможна, но что борьба за это происходит здесь и сегодня. Она собирала мысли о новом интернационализме и подходах к курдскому движению, хотела взять всех, особенно своих товарищей и друзей в Германию. Это качество Сары, которое я оценила; она никогда не теряла сосредоточенности, ставила цели, которые были не чем иным, как сделать мир лучше, со всем, что она делала и переживала, хотела чему-то научиться в любых областях. Теперь это не просто пропасть, которую оставляет Сара; перед нами открылось ущелье. Но сама Сара показала, как строить мосты.

Дилара Нурхак, которая долгое время училась в академии вместе с Сарой, так попрощалась с ней после учебы:

Мой товарищ Сара, может быть, я много раз делилась своими чувствами с тобой, но я хотела бы еще раз сказать тебе. Я часто смотрела на тебя, и, возможно, ты смотрела на меня, но на самом деле ты была очень далеко – погружена в свои мысли, как птица, летящая в мечтах о свободе в открытое небо. Каждый раз, когда я знала, что ты думаешь о чем-то глубоком, я всегда спрашивала себя, могу ли я полететь вслед за твоими мыслями.

Мы хорошо проводили время вместе, и у нас было много дискуссий, мы были очень близки друг к другу, поэтому я узнала тебя очень хорошо. Независимо от того, насколько далеко мы будем находиться друг от друга в географическом плане, идеи РПК всегда будут объединять нас.

Я чувствую огромную любовь к тебе за тепло и честность, которую ты дала, и от всей души желаю тебе успеха на твоем пути. С твоими великими мыслями и целями ты всегда будешь примером для меня, и поэтому ты всегда будешь в моей душе, дорогой товарищ. Мы всегда будем помнить друг друга, и я верю в это, а также в то, что мы углубим мысли и идеи Абдуллы Оджалана и продолжим путь погибших героев, чтобы стать достойными продолжателями их борьбы».