Премьер Ливии выдвинул свою кандидатуру на пост президента

Кандидаты не должны занимать должность не менее трех месяцев до выдвижения своей кандидатуры, но премьер-министр Дбейба нашел лазейку в законодательстве.

Временный премьер-министр Ливии Абдул Хамид Дбейба зарегистрировал свою кандидатуру на президентских выборах в следующем месяце, присоединившись к списку, в который вошли сын убитого диктатора Муаммара Каддафи и полевой командир Халифа Хафтар.

Первые в истории прямые президентские выборы в Ливии, которые должны состояться 24 декабря, проходят на фоне попыток ООН положить конец десятилетию насилия в богатой нефтью стране после восстания при поддержке НАТО, в результате которого в 2011 году был свергнут и убит Каддафи.

Дбейба подписал документы в избирательной комиссии в столице Триполи в прямом эфире государственного телевидения за день до истечения срока регистрации.

«Это исторический и решающий день. Я пришел сюда ради родины и ради единства родины, – сказал Дбейбах, 57-й кандидат, зарегистрировавшийся для участия в выборах. – Мы начали этот путь вместе, и мы закончим его вместе. Больше никаких войн».

62-летний бизнесмен из западного портового города Мисурата, новичок в ливийской политике, был назначен временным премьер-министром в феврале в рамках процесса под руководством ООН, чтобы направить страну к законодательным и президентским выборам.

Спикер парламента Ливии Агила Салех, восточный генерал (полевой командир) Халифа Хафтар, и Сейф аль-Ислам Каддафи, сын покойного лидера Ливии, также заявили о своем желании баллотироваться на пост президента.

Психологическое воздействие

Президентские и законодательные выборы были назначены на 24 декабря, но в начале октября парламент разделил даты голосования, отложив выборы в законодательные органы до января.

Путь к избирательной урне был усеян спорами о конституционной основе выборов и полномочиях, которыми должен быть наделен тот, кто победит.

В сентябре спикер парламента Салех возмутил оппонентов, ратифицировав спорный закон о выборах, который критиковали за то, что он был принят в обход надлежащего процесса и в пользу кандидатуры Хафтара.

Позже в том же месяце парламент вынес вотум недоверия правительству Дбейбы. Этот шаг, по словам Клаудии Газзини, эксперта по Ливии из Международной кризисной группы, может сработать в пользу Дбейбы, хотя он не должен был выдвигать свою кандидатуру на пост президента.

«Он обещал во время переговоров с ООН, что не будет кандидатом, а закон о выборах предусматривает, что кандидаты не должны занимать официальные посты за три месяца до голосования, – сказала Газзини в беседе с информационным агентством AFP. – Однако, исходя из некоторых юридических толкований, он был (де-факто) отстранен от должности в результате голосования о недоверии».

Мировые державы настаивают на проведении выборов в Ливии, хотя и оставляют возможность для их переноса.

В субботу Дбейба осудил «сделанный на заказ» закон о выборах, ратифицированный Салехом, который, как и Хафтар, покинул свой официальный пост в сентябре, чтобы бороться за пост президента.

Эксперт по Ливии Джелал Харшауи сказал AFP, что кандидатура Дбейбы окажет огромное психологическое воздействие на его оппонентов. «Их гнев может сыграть ему на руку, если, например, его соперники прибегнут к насилию или если избирательный процесс сорвется», – добавил он.

Сейф аль-Ислам Каддафи разыскивается Международным уголовным судом (МУС) за предполагаемые военные преступления, а многие жители западной Ливии презирают Хафтара после его годичного штурма Триполи, обвиняя этого военачальника в стремлении установить военную диктатуру.

Силы, поддерживающие Хафтара, по-прежнему контролируют большую часть восточной и южной Ливии, и некоторые аналитики скептически оценивают шансы на проведение свободных и справедливых выборов в стране.

На данный момент для голосования зарегистрировались почти три миллиона ливийцев – из общего населения около семи миллионов человек. В пятницу сотни ливийцев протестовали в Триполи против «военных преступников», участвующих в президентских выборах в следующем месяце.

Демонстранты клеймили плакаты Хафтара и Сеифа аль-Ислама и выражали гнев по поводу противоречивого закона о выборах.