Загадочное нападение Ирана на коммерческое судно

Последняя атака на Campo Square последовала за нападением на тихоокеанское судно «Циркон» 15 ноября, которое было совершено беспилотником, запущенным из Чабахара.

«Воздушный объект» поразил судно, следовавшее транзитом через Индийский океан, примерно в 300 морских милях от берегов Индии и Омана. Подробности инцидента стали известны лишь неделю спустя, 17 февраля. В пятницу репортер Би-би-си Нафисех Кохнавард написала в Твиттере, что иранские беспилотники нацелились на коммерческое судно Campo Square. «Американский военный чиновник подтверждает это», – написала она, отметив, что другой военный источник в регионе сказал, что «атака была осуществлена самим Ираном».

Джаред Сзуба написал на сайте издания Al-Monitor, что «по крайней мере, один иранский беспилотник был нацелен на связанный с Израилем коммерческий танкер в Аравийском море 10 февраля, причинив незначительный ущерб, и это подтвердил Al-Monitor в пятницу американский военный чиновник, знакомый с инцидентом». Он отметил, что «чиновник сказал, что Соединенные Штаты считают, что за атакой стоит Иран, учитывая место происхождения беспилотника и данные слежения, но не уточнил, откуда было запущено устройство или какой тип беспилотника был использован». BBC Persian впервые сообщила об инциденте в пятницу».

В дальнейших сообщениях отмечалось, что судно, на котором не было груза, направлялось из Сингапура в Фуджейру в ОАЭ. После нападения судно и экипаж не пострадали, был нанесен лишь незначительный ущерб.

Эта атака последовала за нападением на судно Pacific Zircon 15 ноября, которое было совершено беспилотником, запущенным из Чабахара. Изображения ноябрьской атаки беспилотника были позже опубликованы CNN. «На обугленных останках беспилотника видны цифры 229 на боку... Американские и израильские официальные лица возложили вину на Иран – идентифицировав беспилотник как Shahed 136», – отметил CNN. Это произошло после еще более серьезной атаки в июле 2021 года на танкер Mercer Street у берегов Омана, в результате которой погибли члены экипажа из Великобритании и Румынии.

Нападения в этом районе стали обычными. Весной 2021 года были и другие инциденты, в том числе нападения на суда Helios Ray в феврале, Hyperion Ray и Lori в апреле. Кроме того, в начале июля 2021 года произошел инцидент на борту CSAV Tyndall. Эти инциденты произошли после нападения на четыре судна у берегов Фуджейры в мае 2019 года и нападения на два судна в июне 2019 года, которые следовали транзитом вблизи побережья Ирана.

Недавний инцидент, похоже, не вызвал большого шума. На прошлой неделе появились сообщения о том, что Великобритания передала ООН доказательства контрабанды оружия для проиранского повстанческого движения хуситов в Йемене. Однако в регионе произошли и другие инциденты примерно в то время, когда Иран выбрал корабль в качестве мишени. В начале января сообщалось об атаке (израильского – прим.) беспилотника на Исфахан. Кроме того, 20 января иранские марионеточные силы атаковали американские войска в Танфе в Сирии, а на прошлой неделе направили беспилотник на американские войска в восточной Сирии.

Однако это нападение вызывает вопросы. Почему Иран совершил атаку, а затем не упомянул о ней? Региональные СМИ, близкие к Ирану, хранят молчание по этому поводу. На самом деле, похоже, что Иран не считает случившееся особенно интересным. Иран иногда хвастается своими атаками, например, нападениями на американские войска в Ираке или даже палестинскими атаками на Израиль. Но Иран относительно спокойно относится к использованию беспилотников для нападения на корабли в сотнях миль от побережья Омана.

Значительны ли эти новые атаки?

В связи с этим возникают вопросы. Если Иран совершает нападения и никто о них не сообщает, и никто не пострадал, являются ли эти нападения важными и имеют ли они значение?

Иран уже много лет преследует суда в этом регионе у побережья ОАЭ. Нападения начались еще в 2019 году во время напряженных отношений между США и Ираном.

Они также участились в связи с напряженностью между Израилем и Ираном. Похоже, что Иран перешел от использования мин для нанесения ударов по кораблям вблизи Ирана и ОАЭ к использованию беспилотников для нанесения ударов в сотнях миль от побережья. Это хороший способ для Ирана испытать свои беспилотники.

Пока беспилотники не причиняют вреда кораблям или экипажу, это не вызывает особых опасений. Однако можно задаться вопросом, какой смысл использовать беспилотники для поражения кораблей, если особого ущерба не будет.

Это может быть пробным пуском для дальнейшей эскалации атак иранских беспилотников. Иран поставляет беспилотники в Россию. Возможно, Иран проверяет их возможности по нацеливанию, а так же способность передавать информацию в реальном времени и поражать движущиеся объекты, такие как корабли в море. Иран также, очевидно, использует беспилотники для нанесения ударов на большом расстоянии.

Коммерческие суда являются легкой мишенью, поскольку они обычно не имеют никаких оборонительных возможностей. Кроме того, многоуровневая система собственности и другие детали усложняют привлечение страны к ответственности, поскольку сами корабли вовлечены в сеть компаний-владельцев и обычно ходят под флагом такой страны, как Либерия. Либерия, вероятно, не собирается привлекать Иран к ответственности. С другой стороны, атаки беспилотников происходят достаточно далеко, поэтому корабли вряд ли будут иметь какую-либо защиту со стороны военно-морских оперативных групп, таких как Пятый флот США или другие корабли, участвующие в обеспечении безопасности в регионе.

Иранская атака произошла накануне важных оборонных выставок IDEX и NAVDEX в ОАЭ. На этих выставках будут представлены продукты, способные защитить от беспилотников в море. Однако такие дорогостоящие продукты обычно не используются на коммерческих судах. У берегов Омана проходят тысячи судов по этому важному маршруту. Многие из них используют транспондеры AIS, чтобы их можно было легко отследить в море. Эти транспондеры помогают судам избегать столкновений. Иран, нападая на морские суда, может использовать это в своих интересах. В прошлом пиратство было главной проблемой у берегов Сомали, но теперь угроза иранских беспилотников также является одной из многих проблем, с которыми приходится сталкиваться судам.

Оперативная группа ВМС США, действующая из Бахрейна, в последние годы работает над развертыванием большего количества беспилотных надводных кораблей. Это важно, потому что беспилотные суда могут помочь в обнаружении и других операциях на этой большой акватории, которая простирается от стратегических водных путей, таких как Суэцкий канал, Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы.

Однако USV обычно не вооружены системами противодействия беспилотникам или БПЛА. Иными словами, они также не могут остановить атаки беспилотников. Это оставляет Ирану широкую открытую зону, своего рода мягкое подбрюшье, для нацеливания и испытания своих беспилотников. Поскольку мир становится все более осведомленным об угрозе иранских беспилотников, будет интересно посмотреть, будет ли что-нибудь предпринято в связи с этими инцидентами. Тот факт, что об инциденте 10 февраля не сообщалось в течение недели, говорит о том, что он не является приоритетным.