«Социальные сети – это массовый протест»

По мере того как израильские авиаудары обрушиваются на Газу, реакция арабских столиц затихает, а протесты рассеиваются. Но голоса в социальных сетях звучат громко и ясно.

Видео путешествовало со скоростью 4G, перепрыгивая через международные границы, платформы социальных сетей и движений за социальную справедливость: молодая палестинка в районе Восточного Иерусалима Шейх Джаррах, кричала на яростном английском на еврейского мужчину: «Вы крадете мой дом!»

«Так если я не украду его, его украдет кто-нибудь другой», – парировал тот.

В течение нескольких дней – дней, когда Израиль бомбил прибрежную территорию Газы, палестинские боевики там запускали ракеты по Израилю, а арабские и еврейские толпы сталкивались в израильских городах – видео попало из социальных сетей молодых палестинцев в арабскую диаспору, а затем разнеслось по Интернету, вызвав возмущение во всем мире.

Видео с мобильного телефона присоединилось к множеству пропалестинских голосов, мемов и видеороликов в социальных сетях, которые помогли добиться того, чего не сделали десятилетия арабских протестов, бойкотов Израиля и регулярных всплесков насилия. Они смогли подтянуть палестинское дело, которое несколько месяцев назад было оставлено и обречено на смерть, к политическому мейнстриму.

«На этот раз все по-другому, это определенно так, – сказала 29-летняя Амани Аль-Хатахтбе, палестинско-иордано-американская основатель MuslimGirl.com, чьи посты на эту тему были повсеместно распространены в социальных сетях на прошлой неделе. – Я не ожидала, что это произойдет так быстро, и что волна сдвинет все с места так быстро. В наши дни вы не видите много людей на улицах, участвующих в протестах, но я бы сказала, что социальные сети – это массовый протест».

Раньше, когда палестинцы находились под обстрелом, на улицах арабских городов возникали протесты. Этот взрывной потенциал заставил ближневосточных и западных лидеров настороженно следить за температурой того, что называлось «арабской улицей».

На этот раз, спустя неделю после израильской кампании бомбардировок, в результате которой погибли 212 палестинцев в Газе, реакция арабских столиц была приглушенной, а протесты – небольшими и разрозненными, оказывая небольшое давление на арабские правительства, чтобы те предприняли шаги по урегулированию кризиса.

Однако, вместо этого солидарность с палестинцами переместилась в Интернет и стала глобальной. Выяснилось, что виртуальная арабская улица потенциально может иметь более широкое влияние, чем те люди, которые находятся в городах Ближнего Востока. Онлайн-протестующие связали эти события с народными движениями за права меньшинств, такими как Black Lives Matter, стремясь вернуть повествование из основных средств массовой информации и заручиться поддержкой в западных странах, которые рефлекторно поддержали Израиль.

В то время как поддержка Израиля остается широкой и глубокой в Соединенных Штатах, все большее число демократов, похоже, чувствуют себя комфортно, высказывая больше скептицизма по отношению к одному из ближайших союзников Соединенных Штатов, и оказывают давление на президента Байдена, чтобы он делал то же самое. Даже если есть признаки сдвига среди некоторых демократов, поддержка Израиля по-прежнему имеет сильную двухпартийную поддержку, поддерживаемую еврейскими и евангельскими группами, имеющими влияние в Вашингтоне.

Самые замечательные признаки эволюции продемонстрировал в эти выходные сенатор Роберт Менендес, демократ из Нью-Джерси и председателя Сенатского комитета по международным отношениям, который в течение многих лет гордился тем, что является одним из самых непоколебимых союзников Израиля в Демократической партии.

В субботу он заявил, что «глубоко обеспокоен» израильскими авиаударами, в результате которых погибли палестинские гражданские лица. Этот удар был нанесен по башне, в которой размещались представительства средств массовой информации, включая агентство Ассошиэйтед Пресс.

Его комментарии прозвучали после того, как группа более прогрессивных демократов усилила свою критику, в том числе члены Палаты представителей – Александрия Окасио-Кортес и Рашида Тлаиб – первая палестинско-американская женщина, избранная в Конгресс.

Поскольку изображения Шейха Джаррах, разрушений в Газе и полицейских рейдов на мечеть Аль-Акса в Иерусалиме пришли с палестинских онлайн-платформ, включая PaliRoots и Eye on Palestine, через Instagram, Twitter и TikTok, они объединили новое поколение арабских активистов с союзниками-прогрессистами, некоторые из которых, возможно, не знали две недели назад, где находится Газа.

«Встаньте вместе с угнетенными», – написал @diet_prada, американский критик моды в Instagram и Мегафон социальной справедливости своим 2,7 миллионам подписчиков в одном из трех постов за последнюю неделю, в которых освещались действия Израиля против палестинцев.

Палестинские активисты заявляют, что они стремятся захватить контроль над повествованием в средствах массовой информации, которые, по их словам, подавляют их точку зрения и ложно приравнивают страдания Израиля к страданиям оккупированных им территорий. Они называют израильскую политику «колонизацией Палестины», описывают ее дискриминацию в отношении палестинцев как режим апартеида и характеризуют предлагаемое выселение палестинских семей из района Шейх Джаррах, которое помогло разжечь нынешний конфликт, как «изгнание» и часть кампании этнической чистки.

Социальные сети позволили им изменить – или, по их словам, исправить – историю. Некоторые сообщения буквально берут красный карандаш для текста из основных изданий, включая New York Times, Washington Post и CNN, вычеркивая заголовки и заменяя другие слова. Facebook и Instagram также обвинили в предвзятости, когда они начали удалять сообщения о Шейх Джаррах и Аль-Аксе, что побудило платформы извиниться, обвинив во всем технические проблемы.

«Мы смогли избежать привратников средств массовой информации, мы смогли избежать таких, как Нью-Йорк Таймс, – сказал 23-летний Мохаммед эль-Курд, брат женщины из видео из Шейха Джарраха, – и поэтому мы смогли достучаться до мира».

Эль-Курд написал в Твиттере и разместил сообщения для сотен тысяч подписчиков почти исключительно на английском языке, чтобы охватить большую аудиторию. Он сказал, что события прошлой недели, начиная с напряженности в Шейх Джаррахе, показанной в этом видео, мгновенно сделали палестинские аргументы доступным для глобальной аудитории.

«Ситуация довольно проста, не так ли?» – об этом он сказал в телефонном интервью из Шейх Джаррах, куда вернулся после изучения поэзии в Бруклинском колледже, чтобы помочь своей семье бороться с выселением. – «Кто-то просто пришел и украл мой дом с помощью армии и полиции. И это – история о том, как появился Израиль».

Верховный суд Израиля рассматривает иски еврейской организации, которая имеет законное право собственности на имущество жителей Шейх Джарраха и хочет выселить палестинских арендаторов, которые также претендуют на право собственности. Палестинцы рассматривают дело о выселении как часть исторического перемещения палестинцев, включая нынешние усилия Израиля по выселению палестинских жителей из некоторых районов Иерусалима, выселению, которое, по их словам, нарушает международное право.

Но у социальных сетей мало терпения к нюансам. Супермодели Джиджи и Белла Хадид, чей отец – палестинец, на прошлой неделе постоянно писали о страданиях палестинцев, а Белла Хадид написала в одном посте: «Вы на правильной стороне или нет. Все так просто».

Возможно, еще более красноречивой мерой онлайн-пыла стала реакция, ожидающая певицу Рианну, которая при нормальных обстоятельствах не может сделать ничего плохого в глазах поклонников, когда она осудила «насилие, которое я вижу между Израилем и Палестиной!», обвинив ее в том, что она уравнивает действия обеих сторон. Пример ответа: «Вы говорили так: все жизни имеют значение».

До сих пор число погибших было непропорционально большим. Двенадцать человек в Израиле также погибли, они были убиты ракетами, запущенными ХАМАС из Газы, или погибли от насилия арабской толпы.

Было несколько уличных протестов. Тысячи людей прошли маршем в Иордании и Ираке, небольшие демонстрации прошли в Ливане, а также в Марокко, Судане и Бахрейне – трех странах Ближнего Востока, которые в прошлом году согласились нормализовать отношения с Израилем. Протесты также вспыхнули в западных городах, включая Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Атланту, Берлин, Лондон и Париж.

Но в Египте, где политические партии, профессиональные ассоциации и студенческие союзы исторически организовывали одни из крупнейших пропалестинских демонстраций в регионе, выводя десятки тысяч людей на улицы и площади Каира, было тихо.

Это может быть связано с усталостью от палестинского вопроса, с озабоченностью египтян своими собственными проблемами или с систематическим подавлением египетским правительством общественных организаций и протестов. (Два года назад египетские власти арестовали двух египетских координаторов антиизраильского движения, обвинив их в терроризме, и они остаются в тюрьме.)

«Палестинское дело в наших сердцах, – сказала Ясмин Ясир, студентка-стоматолог из Александрии, Египет, которая писала о Газе в Twitter. – Это то, с чем мы выросли. И теперь это все больше и больше становится международной проблемой».

Сабах Ходир, американка египетского происхождения, которая в прошлом году помогла возглавить онлайн-кампанию против сексуального насилия и домогательств в Египте, сказала, что онлайн-движения последних лет побудили людей принять хэштег #FreePalestine.

«Это происходит потому, что черная жизнь имеет значение, потому что существует ненависть к азиатам – сказала она. – У вас есть много меньшинств и много угнетенных групп, которые высказываются сегодня».

Многие, от Хадидов до давних активистов, делают эту связь явной. В недавнем эпизоде в своем подкасте The Breakdown Шон Кинг, ведущий активист Black Lives Matter, сказал, что палестинцы «испытывают жестокость со стороны полиции и военных, очень похожую на то, что испытывают афроамериканцы в Соединенных Штатах».

Конечно, эти связи существовали и раньше. Малькольм Икс посетил Газу в 1964 году, когда она принадлежала Египту, и воинствующее крыло движения за гражданские права, которое он представлял, резко критиковало Израиль за его палестинскую политику. Движение американских индейцев поддерживало палестинцев в 1970-х годах.

После того, как полиция застрелила Майкла Брауна в 2015 году, палестинские активисты предложили протестующим в Фергюсоне, штат Миссури, советы по защите от слезоточивого газа. На стене, отделяющей Западный берег от Израиля, висит гигантская фреска с изображением Джорджа Флойда, чернокожего человека, убитого полицейским в Миннеаполисе в прошлом году.

«Существует инстинктивное чувство солидарности, – сказал Майкл Р. Фишбах, профессор колледжа Рэндольф-Мейкон в Вирджинии, который написал книгу 2018 года «Черная сила и Палестин»а. – Люди из маргинальных сообществ говорят: «Вау, я мог бы оказаться по другую сторону забора. Я мог бы быть тем, кто смотрит в дуло пистолета».

По словам Фишбаха, главное различие между «тогда» и «сейчас» – это скорость. В то время как в 1960-х годах на распространение информационных бюллетеней, направленных против Израиля, уходили месяцы, сегодняшние репосты и ретвиты накапливаются с каждой секундой.

«На этот раз – назовите меня наивно надеющимся, но – по какой-то причине в наши дни мир, похоже, жаждет перемен, – написал @sufra_kitchen, аккаунт в Instagram, который исследует ближневосточную кухню. – Что бы это ни было, пожалуйста, обратите внимание на этот раз на происходящее, потому что мы все слишком долго смотрели в другую сторону».