По данным иранских СМИ, надежды на то, что ядерная сделка может быть возрождена, угасают

Спустя почти месяц после последнего раунда непрямых переговоров между Тегераном и Вашингтоном по возобновлению иранской ядерной сделки, надежды на то, что страны смогут урегулировать свои разногласия, угасают.

Насер Канани, представитель Министерства иностранных дел Ирана, заявил сегодня на пресс-конференции, отвечая на вопрос о состоянии переговоров, что политика администрации Эбрахима Раиси заключается в том, чтобы не связывать экономическую ситуацию в стране с ядерными переговорами. Он добавил: «Иран рассматривает переговоры как серьезный и ответственный выбор и не покинет их до тех пор, пока не будет достигнуто хорошее, сильное и прочное соглашение».
Канани добавил, что и Иран, и США работали с Верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем над обменом посланиями с целью сближения двух сторон. Канани сказал так же, что подписавшие соглашение Франция и Италия – плюс региональные страны, такие как Оман, Ирак и Катар – также сыграли свою роль в обмене сообщениями и попытались уменьшить разногласия, чтобы привести две стороны к урегулированию.
По словам Канани, Иран проявил «гибкость и конструктивность» в текущем раунде переговоров. Он заявил, что если Соединенные Штаты проявят такую же гибкость и конструктивность, то они могут быть близки к соглашению. «Приближение к соглашению или отдаление от него зависит от политических решений Соединенных Штатов».
Соединенные Штаты вышли из сделки, официально известной как Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA), в 2018 году при бывшем президенте Дональде Трампе, который сразу же вновь применил санкции к банковскому и нефтяному секторам Ирана. Президент Джо Байден проводил кампанию за возвращение к сделке в преддверии президентских выборов 2020 года, но требование Ирана иметь экономические гарантии возрождения сделки стало препятствием, которое не может преодолеть ни одна из сторон.
С момента выхода США из JCPOA Иран увеличил обогащение урана до 60%, сократил сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии, убрав камеры с ядерных объектов, и увеличил запасы обогащенного урана.
Несмотря на заявления иранских чиновников о том, что они продолжат переговоры и будут стремиться к заключению выгодной сделки, иранские СМИ стали скептически относиться к тому, что сделка все еще возможна. Реформистская газета Etemad Daily спрашивает: «Неужели JCPOA стала бесполезна для обеих сторон?» В статье говорится, что по мере приближения года пребывания у власти администрации Раиси «надежды на заключение соглашения угасают». Статья указывает, что некоторые надеялись, что с приходом новой администрации государство – то есть Верховный лидер аятолла Али Хаменеи – примет решение об урегулировании разногласий по поводу JCPOA. Однако, говорится далее в статье, несмотря на некоторые позитивные улучшения в отношениях с региональными странами, особенно с Саудовской Аравией, никаких подвижек в ядерных переговорах не произошло.