Падение турецкой лиры продолжается

Турецкие чиновники приветствуют заметный рост экспорта страны, но этот рост был отмечен снижением цен, в то время как импорт страны стал дороже.

На фоне резкого падения курса лиры турецкие экспортеры продают товары по более низким ценам, в то время как импорт страны, главным образом энергоносители, дорожает, свидетельствуют официальные данные. Это ведет к ухудшению благосостояния общества.

Турецкие чиновники приветствуют заметный рост экспорта страны, но этот рост был отмечен снижением цен, в то время как импорт страны стал дороже.

За первые девять месяцев этого года объем экспорта Турции составил около $188 млрд., что на 17% больше, чем за аналогичный период 2021 года, в то время как стоимость импорта достигла $271 млрд., увеличившись более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Министр торговли Мехмет Мус оценил рост экспорта как «сильные показатели», но ничего не сказал о том, как изменилось количество экспорта.

Увеличение доходов от экспорта было достигнуто за счет продажи большего количества продукции и, следовательно, при более низких ценах за единицу экспорта, свидетельствуют показатели внешней торговли, опубликованные Турецким статистическим институтом (TUIK) на этой неделе. Согласно данным, в сентябре стоимость экспортной единицы снизилась до 71% от стоимости импортной единицы. В августе стоимость единицы экспорта и импорта была на одном уровне. Другими словами, в то время как турецкие экспортеры продавали товары по более низким ценам, импорт страны, главным образом энергоносители, дорожал, что привело к значительному перемещению ресурсов за границу или «кровотечению капитала» (отток иностранной валюты – прим.) через внешнюю торговлю.

Изменение покупательной способности экспорта по отношению к импорту измеряется показателем условий торговли (TOT). Индекс TOT – это отношение индекса стоимости единицы экспорта к индексу стоимости единицы импорта. Индекс TOT выше 100 означает благоприятные перспективы для страны-экспортера, когда товары продаются по более высоким ценам и покупаются по более низким ценам по сравнению с базовым периодом, и наоборот.

В последние месяцы индекс TOT в Турции значительно снизился, упав до 71 в сентябре. В начале 2021 года он составлял 99,5. Проще говоря, ухудшение индекса означает, что страна экспортирует большее количество единиц продукции, чтобы купить такое же количество импорта. Конечным результатом такого ухудшения является снижение благосостояния страны.

Мотивацией для экспортеров стало снижение курса турецкой лиры, которая с сентября 2021 года потеряла более 50% своей стоимости по отношению к доллару. Стремясь извлечь выгоду из повышения обменного курса, они готовы снижать цены, чтобы увеличить продажи. Тем не менее, счета за энергию и другой необходимый импорт растут более высокими темпами.

Падение лиры было спровоцировано неортодоксальной финансовой политикой – снижением ставок центрального банка, которое началось в сентябре 2021 года, когда базовая ставка банка составляла 19%, а инфляция держалась на уровне около 20%. Подчинившись давлению президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который придерживается нетрадиционного мнения, что высокие процентные ставки вызывают высокую инфляцию (подавляющее большинство экономистов думают, что дело обстоит ровно наоборот, и события в Турции подтверждают их мнение – прим.), банк провел четыре снижения ставок за несколько месяцев на общую сумму 500 базисных пунктов. Эта противоречивая политика вызвала бегство из лиры. Если в начале сентября 2021 года лира торговалась в районе восьми за доллар, то в декабре ее курс упал до 18. Таким образом, цена доллара выросла на 125% всего за четыре месяца.

Для турецкой экономики, зависящей от импорта, это означало резкий рост расходов, усугубленный скачком мировых цен на энергоносители. В результате годовая инфляция производителей в октябре достигла 157%, а потребительская инфляция – 85,5%. (Инфляция производителей тянет за собой инфляцию потребителей, и это означает дальнейший рост потребительских цен в будущем – прим.).

Аналогичная тенденция наблюдается и в доходах Турции от туризма, еще одного основного источника твердой валюты для страны. Хотя и количество иностранных туристов, и доходы от туризма в этом году заметно выросли, цифры показывают, что доход на одного посетителя за год снизился на 13,5%.

Согласно данным TUIK, доходы Турции от туризма за первые девять месяцев этого года составили около 35 миллиардов долларов, что почти на 69% больше, чем за тот же период 2021 года. Число иностранных туристов, тем временем, превысило 39 миллионов человек, что на 94% больше, чем за первые девять месяцев прошлого года. При этом приток твердой валюты на одного посетителя снизился до $809 с $1 028, что считается признаком удешевления турецких туристических пакетов.

Хотя снижение курса лиры по отношению к доллару и евро стимулировало экспортеров и секторы, зарабатывающие твердую валюту, такие как туризм, также известно, что они стремились сократить расходы, в том числе путем снижения заработной платы сотрудников.