Новая ядерная сделка неизбежна

Придя к выводу, что новая сделка с Ираном неизбежна, Израиль теперь сосредоточился на получении тактических гарантий и военной поддержки со стороны США.

Борьба Израиля против ядерной гонки Ирана и его укрепления на Ближнем Востоке напоминает израильскую и глобальную кампанию против коронавируса: головокружительные переоценки, досадные промахи и ощущение хаоса.

Нынешняя оборонная оценка Израиля – это полный переворот. Она заключается в том, что Иран и мировые державы, скорее всего, достигнут прорыва и заключат соглашение, подобное тому, которое было подписано в 2015 году и из которого президент Дональд Трамп вышел в 2018 году. Эта новая оценка может быть изменена в ближайшие недели, поскольку ситуация за столом переговоров в столице Австрии также хаотична и не поддается прогнозам и контролю.

Израиль надеется, что администрация Байдена сможет добиться успеха, который поможет израильским лидерам продать новое соглашение своей общественности. Наилучший сценарий для Израиля заключается в том, чтобы стороны отложили спорный пункт соглашения о прекращении действия сделки, который предусматривает снятие некоторых ограничений на ядерную программу в 2025 и 2030 годах. Израиль считает это самым большим недостатком соглашения 2015 года и утверждает, что это положение позволит Ирану накапливать оружейный уран после 2031 года.

Спустя почти семь месяцев после того, как премьер-министра Биньямина Нетаньяху вынудили покинуть пост, дух бывшего руководителя Израиля витает над хаосом. Будучи главой оппозиции в Кнессете, Нетаньяху без устали нападает на своего преемника, премьер-министра Нафтали Беннета, за то, что тот уступил администрации Байдена. Нетаньяху обвиняет Беннета в неспособности вести эффективную борьбу против готовящейся сделки, которую Нетаньяху рассматривает как современное воплощение Мюнхенского соглашения 1938 года с нацистской Германией. Беннету, безусловно, будет обидно, если его приравняют к британскому лидеру Невиллу Чемберлену, подписавшему соглашение с Гитлером, изображая его как израильского лидера, который уступил Соединенным Штатам и позволил Ирану стать пороговым ядерным государством.

На этой неделе израильский журналист Барак Равид сообщил, что новый глава военной разведки генерал-майор Аарон Халива провел 2 января брифинг в кабинете безопасности и сказал, что из двух существующих в Вене возможностей –возвращение к сделке или срыв переговоров – достижение соглашения будет меньшим злом. Израильские службы безопасности предпочли бы, чтобы деятельность Ирана в ядерной сфере была поставлена под четкиймеждународный контроль, а не чтобы мировые державы фактически выдали Ирану лицензию на убийство в случае провала переговоров.

Так было и во время переговоров по первоначальной сделке с Ираном, когда израильские специалисты определили, что преимущества соглашения перевешивают его недостатки, предоставляя Израилю окно в 10-15 лет, чтобы направить свои ресурсы на решение других проблем безопасности и подготовиться к эпохе после заката сделки с Ираном. 

Представители службы безопасности не принимали участия в попытках Нетаньяху убедить Трампа выйти из соглашения. Выход Трампа из соглашения с Ираном застал израильские военные и разведывательные службы врасплох, и они предупредили, что этот шаг может оказаться обоюдоострым мечом. И предупреждение оказалось пророческим.

Чем же тогда объясняется осторожный оптимизм Израиля после визита советника по национальной безопасности США Джейка Салливана 22 декабря? «Американцы хотят оставить этот вопрос в прошлом, – сказал «Аль-Монитору» на условиях анонимности высокопоставленный источник в израильской службе безопасности. – Они не разделяют нашу долгосрочную точку зрения. Их интересует только ближайшие год-два. Они хотят поставить галочку в иранской сделке и двигаться дальше. Им нужно разобраться с Китаем и ковидом. Их гораздо меньше волнует тот факт, что Иран превращается в ядерное государство, близкое к пороговому уровню. Для США иранская ядерная угроза не является экзистенциальной, как для нас, но они осознают, что может произойти глобальная и региональная катастрофа, если Иран все-таки достигнет потенциала прорыва. Ни один президент не хочет, чтобы это произошло при нем, поэтому они неоднократно заявляли, что, если мы достигнем этой точки, у США будет достаточно времени и разведданных, чтобы блокировать этот шаг военными средствами».

«Так почему же вы довольны?» – спросил я. «Потому что американцы полностью понимают наши опасения и объясняют нам, что если иранцы поспешат с ядерным потенциалом после истечения срока действия соглашения, то с ними будут агрессивно бороться». Источник, однако, добавил, что это был не главный вопрос. «Когда мы поняли, что дело идет к соглашению, – а это наш вывод на данный момент – и поскольку мы знаем, что не можем заблокировать это соглашение, - все, что мы можем сделать, это минимизировать ущерб и добиться от США максимального вклада и компенсации на уровне безопасности, чтобы снять наши опасения».

Очевидно, можно ожидать, что, если соглашение будет достигнуто, оно будет сопровождаться значительным американским пакетом для Израиля и его союзников на Ближнем Востоке. Соглашение с Ираном может включать дополнительные пункты, усиливающие его или нет. В любом случае Израиль, похоже, смирился с тем, что у него нет шансов изменить ход истории. Ему остается только молиться, чтобы он мог извлечь как можно больше тактических преимуществ из этой стратегической катастрофы.