Конец эпохи Трампа спасает мировую экономику от протекционистской осады

Байден попытается восстановить отношения со своими главными союзниками.

На фоне хаоса, который имел место на прошлой неделе в американской столице, закат президента США Дональда Трампа завершился в пятницу в Твиттере, где тот подтвердил, что не пойдет на инаугурацию избранного президента Джо Байдена 20 января. Однако распад его правительства несколькими днями ранее начал проявляться на нескольких экономических фронтах.

Его подстрекательство к осаде Капитолия побудило влиятельные бизнес-органы, такие как Национальная ассоциация производителей (NAM), представляющая более 14 000 производственных компаний в стране, потребовать применения 25-й поправки, чтобы удалить Трампа из Овального кабинета.

Именно президент NAM Джей Тиммонс на протяжении большей части пребывания республиканца в Белом доме озвучивал свое разочарование тарифным бичом, спровоцированным уходящей администрацией, в частности тарифной атакой Трампа на Пекин. Хотя производители в стране знают о спорной китайской тактике и осуждают несоблюдение азиатским гигантом действующих правил торговли, они также подтвердили негативное влияние тарифов на отечественных потребителей и рабочих, а также их конкурентоспособность.

80 000 миллионов

В Аналитическом центре Налогового Фонда, базирующего в Вашингтоне, подсчитали, что Трамп покинет свой пост, заставив американских потребителей переварить плату в размере до 80 миллиардов долларов за активацию тарифов на тысячи продуктов, что это учреждение приравнивает к одному из самых больших повышений налогов за последние десятилетия. Семнадцатая доля ВВП с 1940 года, если быть точным.

Последствия протекционистской политики Трампа, проводимой под лозунгом «Америка – прежде всего!», сократят долгосрочный ВВП на 0,23%, заработную плату на 0,15% и занятость на 179 800 рабочих мест.

Действительно, негативные экономические последствия введенных тарифов, угроз и репрессий со стороны других стран могут стереть почти треть прогнозируемых долгосрочных экономических выгод от налоговой реформы – от снижения налогов, принятого в декабре 2017 года. Под угрозой одно из главных достижений, которое ознаменует наследие Трампа наряду с массовым дерегулированием, которое демонтировало почти сотню инициатив только в области окружающей среды.

Этот динамичный [протекционистский таран] Трамп, не колеблясь, применил также к союзникам, таким как Канада, Мексика или Европейский Союз. Они подверглись тарифным атакам и угрозам, будь то в области стали и алюминия, или в области пересмотра [торговых] соглашений, таких как Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), теперь переименованное в соглашение США, Мексика и Канада (T-MEC).

С европейской стороны резолюция Всемирной торговой организации (ВТО) о субсидиях Airbus ввела сборы в размере от 15% до 25% [на продукцию США] на сумму 7500 миллионов долларов. (Третейская группа Всемирной торговой организации (ВТО) поддержала позицию Евросоюза в коммерческом споре с США вокруг субсидирования корпорации Boeing. Первоначально Арбитры разрешили Брюсселю принять ответные торговые меры в отношении американских товаров на сумму около $4 млрд. в год). Тарифы непосредственно влияют на упакованное оливковое масло и зеленую оливку испанского происхождения, а также вино среди других продуктов. Также не следует забывать о тарифном преследовании автомобильной промышленности.

«Препятствие»

«Трамп был расценен многими как препятствие для общения с остальным миром. Избранный президент Джо Байден, вероятно, будет меньшей угрозой», – отмечает главный экономист Nomura Роб Суббараман, который признает, что республиканец несет главную ответственность за дальнейшее ухудшение отношения США к глобализации.

Его преемник-демократ уже дал понять, что прогресс в оживлении экономики страны и борьбе с неравенством должен предшествовать любой инициативе по отмене торговых барьеров. Однако общий подход Байдена к внешней политике будет заключаться в восстановлении отношений с основными союзниками и многосторонними институтами.

Сложный проект, особенно если учесть, что он наследует значительные проблемы, такие как напряженность, вызванная конфликтом Трампом с Китаем, и политической эволюцией азиатского гиганта под председательством Си Цзиньпина.

«Некоторые правила игры, действующие в мировой торговле и инвестициях, оспариваются», – уточняет Суббараман в своем анализе.

Устойчивое восстановление в США особенно важно, поскольку оно принесет пользу европейским странам. В Oxford Economics указывают, что уход Трампа и приход Байдена могут иметь позитивные геополитические последствия для Европы, включая сотрудничество в вопросах обороны и безопасности, энергетической политики, экологического регулирования и налогов на цифровые услуги.

С макроэкономической точки зрения торговые отношения между Вашингтоном и Брюсселем, а также производительность самой американской экономики являются двумя важными факторами. В конце концов, устойчивое восстановление на этой стороне Атлантики особенно важно, поскольку оно принесет пользу европейским странам, которые направляют в среднем около 10% от общего объема своего экспорта в США.

Теперь, под контролем Палаты представителей, Сената и Белого дома, как предполагают аналитики, первоначально ожидается фискальный импульс в США, с большим количеством стимулов и государственных инвестиций, импульс, который может иметь эффект мультипликатора в еврозоне до 0,7 процентных пункта до конца 2023 года.