Иранская революция беспилотников

Растущее использование Тегераном беспилотников отражает старый иранский принцип – сочетание технологического прогресса с самодостаточностью. В то же время Израиль продвигается на шаг вперед в борьбе с беспилотниками.

В длительной войне между Ираном и его соперниками на Ближнем Востоке, большая часть которой происходит незаметно для глаз, Тегеран все чаще использует дистанционно пилотируемые беспилотники для проведения атак. В мае и июне иранцы стояли как минимум за пятью такими атаками на американские базы в Сирии и Ираке.

Ранее, 18 мая, когда Израиль был глубоко погружен в воздушную войну с Газой, иранский беспилотник был запущен с территории Ирака, прошел над Иорданией и вошел в воздушное пространство Израиля, после чего был сбит над долиной Бейт-Шеан на севере страны.

Израиль обнародовал мало подробностей о сбитом самолете, хотя и тогдашний премьер-министр Биньямин Нетаньяху, и начальник штаба Армии обороны Израиля Авив Кохави в своих выступлениях по окончании боевых действий с Газой упоминали о сбитом беспилотнике. Нетаньяху считает этот инцидент доказательством того, что Иран «является истинным покровителем терроризма на Ближнем Востоке».

Генерал Кеннет МакКензи-младший, глава Центрального командования США, предупредил в апреле, что регион становится полигоном для беспилотников, большинство из которых иранского производства.

Иран – не единственный игрок в регионе, который жаждет этого оружия. Для ХАМАСа, который широко использовал их до и во время майских боев, беспилотники позволяют группировке в какой-то степени ответить на огромное превосходство Израиля в воздухе: беспилотники – дешевая замена военно-воздушным силам.

Событие, которое изменило представление региона о дронах, произошло в сентябре 2019 года, когда Иран атаковал нефтяные объекты Саудовской Аравии. Атака нанесла огромный ущерб объекту крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco и нарушила экспорт нефти из королевства на несколько месяцев.

Большой успех иранских стражей революции – скоординированный удар беспилотников и крылатых ракет по целям, находящимся на расстоянии около 1000 километров – ошеломил военных экспертов в Израиле и на Западе. Для иранцев не имело значения, что многие из их беспилотников, очевидно, не достигли цели. Важнее было воздействие на сознание.

Армия обороны Израиля (АОИ) считает, что выбор в пользу массированного развития беспилотников имеет смысл для Ирана. Это соответствует старой иранской традиции, связывающей научно-технический прогресс, независимое производство и опору на собственные силы в рамках того, что духовный лидер Али Хаменеи любит называть «экономикой сопротивления».

Иранцы специализируются на создании копий, хороших или менее хороших, передовых систем оружия, производимых в других странах, на основе реинжиниринга этого оружия. Некоторые из конечных продуктов не отвечают западным стандартам, но Иран считает результаты достаточными.

Оперативные и стратегические ограничения также играют свою роль. В течение многих лет Иран вкладывал средства в разработку ракет и снарядов различной дальности. Проблема в том, что баллистическая ракета тяжела, неудобна и негибка. Правда, она является важным средством сдерживания, но она, так сказать, шумная и не позволяет скрытно атаковать, как это делают беспилотники.

Но с беспилотником, говорит военный источник в Израиле, «легче мечтать». На использование иранцами беспилотников повлияло то, что американцы и особенно израильтяне делали с ними раньше, в так называемой войне между войнами.

С оперативной точки зрения, долото иногда предпочтительнее молотка. Дроны относительно просты в управлении, требуют небольших команд для их запуска, легко перемещаются между регионами и организациями. Солдат легко обучить управлять ими, а сами дроны можно запускать различными способами и с различных платформ.

Со стратегической точки зрения, противника можно беспокоить, не вызывая жесткой реакции, которая приведет к войне. Несуществующие организации взяли на себя ответственность за некоторые атаки беспилотников в Ираке, хотя можно предположить, что за ними стоят шиитские ополченцы, управляемые, в свою очередь, Ираном. Беспилотники также являются альтернативой иранским истребителям, которых просто не существует, за исключением древних американских «Фантомов» времен шаха.

Согласно исследованию, опубликованному в этом году на сайте Iran Primer, в 2004 году иранцы начали передавать беспилотники и запасные части к ним своим партнерам, по крайней мере, в четырех частях Ближнего Востока: Ливане, Ираке, Йемене и секторе Газа. Беспилотники также контрабандой поставлялись в Венесуэлу, правительство которой дружит с Ираном.

Иранские беспилотники делятся на разведывательные и атакующие/смертоносные. Они имеют различную дальность полета, от судов на воздушной подушке с радиусом действия 15 километров до беспилотников, способных пролететь 1 700 километров.

Целью атак были Соединенные Штаты, Израиль, Саудовская Аравия и экстремистские суннитские организации в Сирии и Ираке. В статье для базирующегося в Лондоне Международного института стратегических исследований аналитик Фабиан Хинц описывает поставки беспилотников ополченцам как часть асимметричной стратегии Ирана, призванной компенсировать военные слабости страны. Хинц указывает на иранский подход, сочетающий контрабанду оружия, производство в странах, где у Ирана имеются союзники, и развитие нового высокоточного ракетного оружия.

В твитах в начале июля Хинц рассказал о посещении Хаменеи выставки вооружений Стражей революции в 2014 году, где были представлены новые беспилотники и ракеты. Оказалось, что некоторые из этих вооружений были использованы при нападении на Саудовскую Аравию пять лет спустя. Хинц приходит к выводу, что некоторые из этих систем произведены Стражами революции. (КСИР, Корпус стражей исламской революции – элитная религиозная армия численностью 120 тыс., которая глубоко проникла во все сферы иранского общества, от судебной системы и кинематографа, до разведки и экономики. Около 30% иранской промышленности, прежде всего тяжелая промышленность и оборонка, контролируются стражами, – прим.).

У израильских военных сложилось впечатление, что иранцы завершили создание всей производственной цепочки, необходимой для разработки и создания беспилотников. «Они сами разрабатывают все основные компоненты – корпус летательного аппарата, двигатель, навигационные системы, способность обеспечить низкую радиолокационную сигнатуру», – говорит военный источник.

«Иранцы сшили себе удобный костюм, с эффективными средствами, которые могут быть использованы как в мирное, так и в военное время. Здесь нет никакого перевеса: беспилотники предназначены для преследования, сбора информации и сдерживания, а не для победы. Но их прогресс был значительным. Неудивительно, что американцы, как и мы, обеспокоены этим».

О насущной необходимости усиленного реагирования на беспилотники и суда на воздушной подушке говорилось на всех последних встречах по вопросам безопасности между Израилем и США, включая вашингтонские визиты Ганца и Кохави. В то же время сотрудничество в области разведки и радиолокации было усилено между Израилем и Центкомом, подразделения которого разбросаны по всему региону. Не исключено, что это было связано с перехватом иранского беспилотника над северной частью Израиля в мае.

Кроме того, были внесены коррективы в систему израильскую систему ПВО\ПРО «Железный купол», которая изначально не была предназначена для борьбы с беспилотниками, летающими на небольших скоростях. Во время майских боев корректировки позволили «Железному куполу» впервые перехватить беспилотники.

«Проблема, которую представляют для нас беспилотники Ирана и его союзников, постоянно возрастает, – сказал «Гаарец» старший офицер Генерального штаба АОИ. – Мы работаем над улучшением наших возможностей, но мы еще не уверены, что ответные меры завершены».

Другой офицер израильской армии добавил: «Проблема не только в мизерном радиолокационном сигнале, который оставляют беспилотники, но и в том, что ими уже обладают так много организаций, управляемых Ираном. Наряду с совершенствованием нашей обороны, нам необходимо развивать возможность определения иранской ответственности за их атаки».

«В настоящее время иранцы находятся под ошибочным впечатлением, что у них есть ... возможности для отрицания, что позволит затушевать их ответственность и предотвратить ответные действия против них. Это могло сработать в отношении саудовцев; нельзя допустить, чтобы это сработало в отношении нас».

Огромная сила беспилотников была продемонстрирована в прошлом году в двух наступательных операциях, в одной из которых Израиль принимал непосредственное участие.

Первой была война в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией осенью, второй – боевые действия с Газой.

В течение шести недель войны на Кавказе азербайджанцы одерживали верх, во многом благодаря массированному использованию беспилотников израильского и турецкого производства. Армяне были вынуждены просить о прекращении огня.

Военные эксперты на Западе считают, что атаки беспилотников дали азербайджанцам огромное преимущество: они систематически наносили удары по армянской пехоте, бронетехнике и артиллерии. Этот успех, вероятно, приведет к увеличению производства беспилотников по всему миру, а также небольших судов на воздушной подушке, которые летают ниже.

Как и в случае с иранцами, беспилотники дали азербайджанцам простой и дешевый способ применения высокоточных боеприпасов. Азербайджан также опубликовал кадры своих ударов по армянским войскам.

Газета Washington Post написала, что война в Нагорном Карабахе стала самой яркой иллюстрацией способности беспилотников изменить ход кампании, которая до сих пор диктовалась самолетами и наземными силами. Война также показала, что даже самое современное оружие, от радаров до танков, подвержено уничтожению с воздуха при отсутствии специальной защиты (от беспилотников, – прим.).

Устаревшие советские зенитные системы армян не справлялись, а атаки беспилотников открыли путь для наступления наземных войск. По разным оценкам, около трети армянских танков были уничтожены в результате этих атак.

Израиль сделал еще один шаг вперед в использовании беспилотников в ходе боевых действий в мае. Впервые стаи беспилотников атаковали ХАМАС после обнаружения ракетных пусковых установок. Этот метод основан на быстром анализе информации, полученной с помощью искусственного интеллекта, для выявления мест запуска.

Рои были приведены в движение с помощью беспилотников, которые общались и координировали действия друг друга. Часть достижений Израиля будет представлена иностранным военно-воздушным силам в ходе первых международных учений такого рода, которые вскоре проведут ВВС.

(Во время боев в Ливии в 2020 году турецкие войска применили боевые беспилотники с искусственным интеллектом, наносившие удары по противнику самостоятельно, без связи с базой и операторами, исходя из анализа имеющейся информации, – прим.)