Администрация Байдена попытается по-умному боксировать с Китаем

Но она не будет спешить отменять политику Дональда Трампа.

В течение 4-х лет китайские чиновники ворчали, что президент Дональд Трамп – непредсказуемый хулиган, иногда руководствующийся своими эгоистичными интересами, но в другие моменты советниками, которые ненавидят Коммунистическую партию Китая. Просочившаяся в СМИ дипломатическая нота цитировала главу Коммунистической партии Китая Си Цзиньпина, жаловавшегося европейским гостям, что отношения с США напоминают боксерский поединок без правил.

Команда вокруг избранного президента Джо Байдена хочет, чтобы состязание стало одновременно более упорядоченным, менее идеологическим и более сложным для Китая.

Как будто планируя возвращение чемпиона в супертяжелом весе, новые демократы хотят видеть более здоровую, умную Америку, более тщательно подготавливающую бои с Китаем, а затем усердно тренирующуюся, чтобы выиграть каждый из них.

Осторожный Китай попытается ослабить напряженность, но не питает иллюзий относительно полной перезагрузки отношений. Не будет возврата к дням до 2016 года, когда американские президенты обеих партий утверждали, что взаимодействие может привести к тому, что Китай откроет свою экономику, и, возможно, свое общество миру. Вместо этого г-н Байден обрушит на г-на Трампа другую критику: слишком рьяно размахивая напористым Китаем эпохи Си, Трамп не смог нанести последнему решающих ударов.

Разочарование ждет бизнес-боссов, которые надеются увидеть, как Байден поспешит отменить оптовые тарифы, которые Трамп ввел на две трети импорта из Китая. Также Байден не будет мгновенно ослаблять весь экспортный контроль и инвестиционные ограничения, которые администрация Трампа наложила на китайские технологические фирмы. Байден должен иметь дело с китайскими лидерами, уверенными в том, что Америка стремится сдерживать Китай, делая неизбежным соперничество великих держав. Чтобы сохранить рычаги влияния, он заинтересован в демонтаже торговых барьеров Трампа, но будет делать это осторожно.

Байден иногда будет звучать по-трамповски, когда заговорит о необходимости взаимности в отношениях с Китаем и о возвращении производственных рабочих мест в Америку с помощью промышленной политики и правила «Покупай американский товар» для поддержки отечественных фирм, если это необходимо. Хотя он часто поддерживал соглашения о свободной торговле в течение четырех десятилетий в Сенате, он возглавляет Демократическую партию, более скептически, чем когда-либо, относящуюся к глобализации. Будучи вице-президентом, Байден был сторонником альянсов свободной торговли (призванных противостоять меркантилистским путям развития Китая), таким альянсам, как Транстихоокеанское партнерство. Но как президент, мистер Байден не будет торопиться с такими пактами.

Китай найдет некоторые изменения обнадеживающими. Белый дом будет укомплектован экономистами, которые считают, что торговые тарифы в основном обречены на провал, и видят серьезные риски в использовании деноминированной в долларах финансовой системы в качестве инструмента сдерживания Китая – гамбит, который привлек некоторых старших помощников Трампа. Дверь Овального кабинета Байдена будет шире открыта для технических боссов из Кремниевой долины. Они будут умолять правительство быть более избирательным в решениях о том, что определенные высокотехнологичные продукты и цепочки поставок представляют угрозу национальной безопасности и не должны распространяться на Китай.

Тем не менее некоторые вещи, связанные с технически подкованной администрацией Байдена, усложнят жизнь Китаю. Президент будет призывать США сохранить лидерство в фундаментальных технологиях будущего – от искусственного интеллекта до квантовых вычислений – с помощью масштабных инвестиций в фундаментальную науку. Его будут меньше беспокоить такие приложения, как TikTok – созданная китайцами цифровая платформа, на которой подростки размещают свои танцульки. Он с большей вероятностью, чем Трамп, примет китайских студентов в американские университеты, заявив, что доверяет ФБР обнаружить небольшое число посланных [разведкой], направленных в США для кражи секретов. Но более открытая Америка – это обманчивое благословение для китайских чиновников, пытающихся заставить талантливых исследователей вернуться домой.

В частном порядке китайские чиновники открыто признают, что им понравилось отсутствие у Трампа интереса к правам человека или либерально-демократическим ценностям. Они знают, что это изменится. Примечательно, что советники Байдена заявили, что их босс видит тревожный разрыв между техно-демократиями, которые используют цифровые инструменты для расширения свобод, и техно-авторитарным блоком во главе с Китаем. Даже если бы Байден был настроен быть осторожным, Конгресс потребует санкций за подавление Китаем гражданских свобод в Гонконге и за принудительное «перевоспитание» мусульман-уйгуров в дальнем западном регионе Синьцзян.

Байден будет действовать осторожно в отношении демократического острова Тайвань. Он сохранит баланс, в рамках которого Америка использует свои вооруженные силы, чтобы удержать Китай от попыток вторжения на остров, одновременно заверяя китайских лидеров, что США не будут поощрять официальное провозглашение независимости Тайванем.

В случае больших перемен Байден обратится за помощью к Китаю в решении глобальных проблем, над которыми Трамп насмехался, таких, как изменение климата, или таких, которые Трамп предпочитал решать в одиночку, например, разрабатывая лечение covid-19. Байден может попросить Китай присоединиться к нему в возрождении ядерного пакта, который Барак Обама подписал с Ираном и ведущими мировыми державами, прежде чем Трамп отрекся от него. Оливковая ветвь Китаю будет осуждена республиканцами, особенно теми, кто смотрит на 2024 год.

Наконец, Америка вернется к созданию коалиции или по крайней мере будет меньше ссориться со своими союзниками. Байден хочет, чтобы друзья были в его углу, когда он сражается с Китаем. Бои по правилам или нет, но впереди нас ждет жесткая борьба.