Сирия становится опасной шахматной доской для Ирана

Израиль угрожает ударами иранцам, в том числе их руководству в Тегеране в ответ на обстрел Израиля и расширение иранского присутствия в Сирии.

Иран потратил много лет, используя слабость режима Башара Асада, чтобы укрепить свои позиции в Сирии. Это является частью большой стратегии Ирана на Ближнем Востоке, стратегии, которая также направлена на захват части иракского правительства и усиление влияния на политическую систему Ливана.

Мало что стоит на пути Ирана, поскольку США указали, что их долгосрочная цель – полностью покинуть Сирию, в то время как их роль в Ираке ограничена борьбой с ИГИЛ (организация запрещена в России). Роль Ирана в Сирии все больше угрожает Израилю, о чем свидетельствуют многочисленные авиаудары по иранским целям, которые Израиль, по его словам, осуществлял на протяжении многих лет.

Роль Ирана в Ираке была освещена 700 страницами документов, просочившихся из разведывательных служб Ирана в The Intercept и The New York Times. В Сирии роль Ирана более мрачная, но также хорошо известна.

Иран имеет так много сил в Сирии, что в 2018 году США включили в свою официальную политику удаление всех возглавляемых Ираном группировок и всех его доверенных лиц из этой страны. Недавнее исследование Агентства военной разведки США включало секретную информацию о присутствии Ирана. В докладе генерального инспектора об операциях под руководством США против ИГИЛ отмечалось, что основная часть иранских сил была сосредоточена в западной половине Сирии до вывода американских войск. Поддерживаемые Ираном ополченцы находятся в непосредственной близости от американских войск в рамках иранской цели создания наземных линий связи от иракской границы.

Спутниковые снимки ImageSat International показывают, что Иран продолжает строительство своей базы Имам Али вблизи Аль-Букамаля на иракской границе. Другие сообщения указывают на то, что Иран имел до 19 баз в Сирии в 2018 году.

С точки зрения Ирана, Сирия была ключевым союзником и каналом поставок оружия «Хезболле» (проиранская милиция, доминирующая в Ливане). Это было несколько десятилетий назад. Но в начале 2000-х годов Иран знал, что режим Асада флиртует с Западом в надежде уравновесить роль Тегерана. Извержение гражданской войны в 2011 году привело к тому, что режим Асада все больше падал в руки Ирана, сделался более зависимым от Тегерана и Москвы. Режим опустошался, теряя десятки тысяч сторонников и военных, которых он не мог заменить, и приглашая все больше бойцов КСИР (Корпус Стражей Исламской революции - главная военная опора режима Ирана) и союзников КСИР, таких как «Хезболла» и шиитские ополченцы, набранные из Афганистана, Пакистана и Ирака.

Сирия стала современной версией того, как выглядела Германия во время Тридцатилетней войны, – черной дырой страданий, на которой была построена шахматная доска для иностранных держав.

Гражданская война в Сирии началась как война между сирийцами. Похоже, Сирия погрузилась в хаос, как Ливия в 2011 году. Фактически репрессии режима и использование иностранных войск привели к многолетним разрушениям. Шаг за шагом продвигались несирийские акторы: «Хезболла» в 2012-2013 годах, ИГИЛ и 50 000 его иностранных боевиков в 2014 году, Россия в 2015 году, Турция в 2016 году и, конечно же, США и Иран.

США вместе с СДС (Силы демократической Сирии) взяли под контроль треть Сирии, Турция – 20 процентов.

Россия стала гарантом роли Турции в Сирии, потому что Россия продает Турции систему ПВО С-400. Россия – союзник сирийского режима – также стала своего рода союзником Турции. Россия может сдать ей больше территорий или не делать этого. 22 октября Россия подписал еще одно соглашение, позволившее Турции захватить районы, которые она забрала у СДС и американцев в октябре.

Теперь Сирия выглядит разделенной между Турцией на севере, угасающим влиянием США на востоке и юге и растущим влиянием Ирана на юге (и западе). Россия играет роль гроссмейстера, наблюдая за тем, как все это разворачивается. Но Россия не стремится противостоять США, Ирану или Турции. Цель России – использовать Сочи и Астану, и даже Женеву, чтобы снова и снова подводить Иран и Турцию к столу переговоров. США отрезаны от этого процесса.

Несмотря на это, США стремились исключить своих собственных партнеров по СДС из переговоров в Женеве. Таким образом, в долгосрочной перспективе роль США в Сирии, вероятно, сильно уменьшится или будет полностью устранена.

Но роль Ирана, скорее всего, будет расти. Проблема Ирана заключается в том, что у него слишком много целей в Сирии. Он хочет цементировать свои основания, построить свой «сухопутный мост» к Средиземному морю и «Хезболле» с выходом на Голанские высоты. Он хочет подписать соглашения с Асадом. И распространить свое влияние вдоль долины реки Евфрат на Дейр-эз-Зор.

Все это время Иран ведет экономическую борьбу. Протесты внутри страны наносят ущерб ее возможностям за рубежом. Иран ведет тяжелую борьбу в Сирии за сохранение и расширение своей роли. Иран имеет технологии, например, точное наведение ракет, которые он надеется передать в руки «Хезболлы».

Но он должен быть осторожным, потому что протесты в Ираке нацелены в том числе и на присутствие там Ирана. Протесты в Ливане также привели к неопределенности.

Иран сталкивается сейчас с тем, с чем сталкиваются все великие державы, когда они становятся слишком могущественными. Они должны грамотно управлять своей силой. Иран говорит, что это «сопротивление» (Иран называет союзные ему милиции и правительства «осью сопротивления», противостоящей США и Израилю). Но люди сейчас сопротивляются как раз именно Ирану, причем делают это по всему региону и у себя дома.

Иранские базы являются четкими мишенями для Израиля, и ему трудно вести сегодня действительно тайные операции. Его главная сила заключается в людских ресурсах и углублении связей в Сирии, Ираке и Ливане. Именно так Иран получает свою власть – через сеть шиитских союзников и такие места, как мечеть Саида Зейнаб в Дамаске, где собираются проиранские боевики.

Теперь Иран должен сделать следующий шаг в Сирии. Роль его сил Кудс (элитные подразделения КСИР, предназначенные для операций за рубежом) была ключевой для поддержки режима Асада, в то же время принося пользу и самому Ирану. Но Иран понимает, что его роль в Сирии связана с режимом, а также с Россией. Его присутствие не должно подрывать ни то, ни другое. Кроме того, сирийский режим и русские сегодня больше ориентированы на операции на севере, в то время как есть вопросы о том, что США делают на востоке Сирии.

В последние годы на юге и западе страны силы Ирана стали мишенью для Израиля. Иранский КСИР хвастается тем, что считает уничтожение Израиля не просто мечтой. Он инвестировал средства в новые ракеты, беспилотные летательные аппараты и другие военные технологии, которые передал союзникам в Ираке, Сирии и Ливане.

Эти мероприятия сделали роль Ирана в Сирии еще более опасной для Израиля. Но любой опытный шахматист знает, что слишком тонкая игра на шахматной доске может привести к мату.

23 убитых в результате ударов Израиля по 20 объектам иранского и сирийского режима

Израильские военные по-прежнему находятся в состоянии повышенной боевой готовности на Северном фронте из-за опасений, что Иран может ответить на волну авиаударов по десяткам военных объектов, принадлежащих иранским силам Кудс и Сирийской арабской армии (союзным Ирану силам Асада) во вторник вечером в Сирии.

Из опасения, что Иран может нанести удар по Израилю в ближайшие дни, возможно, даже до выходных, ВВС Израиля были приведены в состояние повышенной боевой готовности, а батареи ПВО на севере были усилены, сообщает Channel 12 news.

Пресс-секретарь ЦАХАЛа (израильская армия), бригадный генерал Хидай Зильберман сообщил журналистам в среду, что десятки целей, пораженных в Дамаске, к западу от Дамаска и на сирийских Голанских высотах, принадлежащих как режиму Башара Асада, так и силам Кудс, были атакованы в течение нескольких минут. Все они были расположены в пределах 80 км от границы Израиля.

В то время как пусковые установки, которые выпустили ракеты по Израилю во вторник утром, не были поражены, около 20 других целей были поражены, включая передовые системы ПВО (но не батареи российского производства С-300), ракеты класса «земля-воздух», разведывательные объекты и склады, здание Национальной обороны в международном аэропорту Дамаска, в котором находится штаб сил Кудс, и другие военные позиции.

Изображения, опубликованные ImageSat International, показали, что два верхних этажа здания Национальной обороны, известного как «стеклянный дом», были разрушены. В этом здании, как сообщается, действовало разведывательное подразделение cил Кудс. «После удара место выглядит заброшенным», – говорится в докладе.

«Мы не позволим Ирану закрепиться в Сирии», – сказал Зильберман, добавив, что ЦАХАЛ готов жестко ответить на дальнейшие атаки, если это будет необходимо. – Мы не примем иранские силы вблизи наших границ и будем продолжать работать против них».

По данным базирующегося в Великобритании Сирийского центра по правам человека, в результате израильских авиаударов погибли 23 человека, в том числе 16 несирийцев, скорее всего иранцев. Высокопоставленный израильский военный чиновник признал, что есть раненые и ряд иранских погибших. Многие люди также были ранены, в том числе молодая женщина в пригород Кудсая к западу от Дамаска.

Сирийские СМИ сообщили, что два жилых здания были также поражены осколками от сирийской ракеты ПВО, выпущенной в сторону израильских самолетов, в результате чего госпитализировали одну семью, в том числе двух детей.

«Мы желаем им скорейшего выздоровления», – говорится в заявлении правительства Асада, распространенном государственным информационным агентством SANA. Дамаск пообещал оказать помощь тем, кто пострадал от «жестокой израильской агрессии», восстановив дома пострадавших.

«Во время атаки были выпущены сирийские воздушные ракеты, несмотря на четкое предупреждение, которое было проигнорировано. В результате были уничтожены несколько сирийских батарей ПВО, – говорится в сообщении ЦАХАЛа. – В то время как основные цели были иранскими, второстепенные цели включали шесть ракетных батарей класса «воздух-земля», принадлежащих сирийскому режиму. Удары по ним нанесены для поддержания свободы действий и защиты наших пилотов».

Министр обороны Нафтали Беннетт заявил после ударов, что правила изменились: «Любой, кто стреляет в государство Израиль в течение дня, не будет спать ночью. Как на прошлой неделе и теперь на этой неделе. Наше послание иранским лидерам простое: вы больше не защищены. Куда ни протянешь свои щупальца – мы их отрубим. ЦАХАЛ будет продолжать защищать израильских граждан».

По словам высокопоставленного чиновника в оборонном ведомстве Израиля, «глава иранского спрута» сидит в Тегеране, но продолжает попытки окружить Израиль проиранскими группировками – «Хезболлой» в Ливане, иранскими ополченцами в Сирии, палестинским Исламским джихадом (ИД) в Газе и, до некоторой степени, ХАМАСом.

«Мы еще не угрожали голове осьминога – Тегерану. Но можно начать приближаться к ней», - предупредил он.

Израильские военные заявили, что россиянам сообщили об ударах через механизм деэскалации, но заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов заявил, что удары были неправильным шагом, и Москва связалась со своими союзниками по поводу инцидента. Об этом сообщает Интерфакс.

По словам высокопоставленного израильского военного чиновника, удары были одними из самых сильных среди тех, что поражали иранские цели в Сирии, и были завершены во вторник вечером премьер-министром Биньямином Нетаньяху в Иерусалиме, а также Беннеттом и начальником штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенантом Авивом Кохави в военном штабе Кирья в Тель-Авиве.

«Иран напал на Израиль, и это неприемлемо», – продолжил он, заявив, что Израиль нанесет жесткий удар, не давая никакого предупреждения, если такое повторится в будущем.

«Даже когда речь заходит о почти незначительных атаках, влияние которых невелико, мы меняем уравнение, и наша ответная атака будет широко распространена.... Мы должны наносить жесткие удары в ответ на все нападения», - сказал чиновник, отметив связь убийства лидера ИД Баха Абу аль-Ата в Газе и вчерашнего ракетного обстрела Израиля.

В среду командующий бригадный генерал Амит Фишер и другие старшие офицеры из состава бригады Голани и командования тыла встретились с главами региональных советов Голан и Хермона, чтобы проинформировать их о ситуации и продолжении сотрудничества между военными и гражданскими органами в этом районе.

«Мы поставили перед собой цель не допустить консолидации Ирана в Сирии, и мы работаем в этом направлении. В течение последних полутора лет мы имеем дело с ракетными обстрелами со стороны Ирана в сторону государства Израиль, – сказал Фишер. – ЦАХАЛ постоянно следит за операциями иранского истеблишмента в Сирии, и мы будем сохранять готовность к любому сценарию».

В то время как представитель ЦАХАЛа подчеркнул, что никаких специальных инструкций для севера не было дано, военные были готовы к трем возможным сценариям: отсутствие ответа, незначительный ответ и более значительный ответ.

Удар Израиля по Сирии, который начался около 1 часа ночи в среду, был нанесен в ответ на четыре ракеты, которые, по словам ЦАХАЛа, были запущены иранскими силами из Сирии в направлении северного Израиля рано утром во вторник. Все ракеты были перехвачены системой противоракетной обороны «Железный купол», не причинив никакого ущерба или повреждений.

«Вчерашнее нападение Ирана на израильскую территорию является еще одним доказательством нынешней иранской цели в Сирии. Их присутствие в регионе представляет угрозу безопасности Израиля, региональной стабильности и сирийскому режиму», - заявили военные.

Тысячи ударов были нанесены Израилем за последние годы по Сирии и, по данным зарубежных источников, по соседнему Ираку.

Кохави и Нетаньяху в последние недели предупреждали о возросшей угрозе со стороны Исламской Республики, которая, по их словам, становится все более смелой и все более готовой ответить на израильские атаки на иранские и поддерживаемые Ираном ополчения и инфраструктуру.