«Отказавшись» от Исламского Джихада, ХАМАС может спровоцировать кризис с Ираном

«Мы показали, что можем начать войну без ХАМАСа, — заявил представитель «Исламского Джихада» (ИД). — Мы больше не рассматриваемся как младший брат ХАМАСа».

Отказ ХАМАСа присоединиться к очередному раунду боевых действий между Израилем и палестинским ИД был одной из главных причин, почему ХАМАС согласился на прекращение огня при посредничестве Египта. Об этом палестинцы заявили в четверг.

Кроме того, по их словам, тяжелые потери, понесенные ИД в течение двух дней боевых действий, которые начались после убийства израильтянами во вторник командира ИД Баха Абу аль-Ата, способствовали решению этой террористической группы принять посреднические усилия Египта.

Несколько палестинцев в Секторе Газа заявили, что отношения между ХАМАСом и ИД стали напряженными в результате боевых действий на этой неделе с Израилем, и что напряженность между двумя группами может спровоцировать кризис между ХАМАСом и Ираном.

Однако представители обеих группировок попытались отмахнуться от разговоров о кризисе между ХАМАСом и ИД и обвинили Израиль в стремлении вбить клин между группировками, базирующимися в Газе.

Источники, близкие к ХАМАСу, пояснили, что движение предпочло не ввязываться в боевые действия из страха втянуть Сектор Газа в тотальную войну с Израилем.

«Жители Сектора Газа не могут позволить себе еще одну крупную войну, подобную той, что имела место в 2014 году», — заявили эти источники, ссылаясь на семинедельную операцию Израиля против Газы, которая произошла после того, как ХАМАС запустил ракеты по Израилю.

По словам источников, ХАМАС не считал, что убийство аль-Ата является достаточным поводом для начала новой войны с Израилем.

ИД по-прежнему находится в состоянии повышенной боевой готовности. Что касается ХАМАСа, то это был внутренний вопрос, касающийся ИД, как пояснили источники. «Хотя ХАМАС не пытался помешать группе отомстить за смерть своего командира, он не видел причин, по которым его люди должны присоединиться к ракетным атакам на Израиль».

Палестинские политологи утверждали, что Израиль передал ХАМАСу сообщение вскоре после целенаправленного убийства аль-Ата о том, что ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля, АОИ) не будет нападать на ХАМАС до тех пор, пока ХАМАС не выпустит ракеты по Израилю. Сообщение, по их словам, было передано ХАМАСу через высокопоставленных сотрудников египетской разведки.

ХАМАС, тем временем, сталкивается с резкой критикой со стороны многих палестинцев за свой отказ присоединиться к боевым действиям. Некоторые должностные лица ИД также в частном порядке критиковали позицию ХАМАСа.

Официальные лица заявили, что лидеры ХАМАСа опасаются «потерять катарские чемоданы с наличностью», ссылаясь на денежные гранты Катара, которые были доставлены в Сектор Газа в контексте договоренностей о прекращении огня, достигнутых с Израилем в начале этого года.

В ответ представители движения ХАМАС указали на то, что их давняя позиция заключается в следующем: «Любое решение о начале войны с Израилем должно приниматься всеми палестинскими группировками в Секторе Газа, а не одной из них».

Представители ИД пытались изобразить свое согласие на прекращение огня как «победу», настаивая на том, что Израиль «умолял» египтян и посредников ООН прекратить насилие. Они утверждали, что поддерживаемый Ираном ИД укрепил свою роль в качестве крупного игрока в управляемом ХАМАСом секторе Газа, участвуя в одиночку в двухдневных боях с Израилем. Официальные лица также хвастались, что их ракеты парализовали половину Израиля, что побудило его стремиться к скорейшему прекращению насилия.

«Мы показали, что можем начать войну без ХАМАСа, — заявил представитель ИД. — Мы больше не рассматриваемся как младший брат ХАМАСа».

ХАМАС, с другой стороны, вышел из конфликта Израиль-ИД как «ответственный взрослый», которому удалось избежать погружения сектора Газа в новую масштабную войну с Израилем. ХАМАС уже сталкивается с растущим недовольством из-за своей неспособности улучшить условия жизни палестинцев, и последнее, что ему сейчас нужно, это еще одна война, которая еще больше подорвет его власть над прибрежным анклавом (Сектором Газа, — прим.).

Теперь остается увидеть, как Иран отреагирует на неспособность ХАМАСа помочь главному доверенному лицу Тегерана, ИД. В последние годы ХАМАС предпринял большие усилия, чтобы наладить отношения с Ираном после кризиса, который разразился между ними из-за гражданской войны в Сирии. Неспособность ХАМАСа встать на сторону президента Сирии Башара Асада против оппозиционных сил в его стране возмутила Тегеран, лидеры которого ответили сокращением финансовой и военной помощи ХАМАСу.