Израиль за 5 дней до выборов: избитый Нетаньяху становится сильнее

В последние дни Биньямин Нетаньяху обнаружил, что подражает маленькому голландскому мальчику, созданному американской писательницей Мэри Мэйпс Додж в ее бессмертном романе 1865 года «Ханс Бринкер, или Серебряные коньки».

Однако в отличие от Бринкера, которому пришлось заткнуть только одну дыру в плотине, чтобы спасти город Харлем, у Нетаньяху вскоре могут закончиться ресурсы, чтобы остановить быстро распространяющееся разрушение его крепости по имени Дональд Трамп.

Последняя трещина была обнаружена в докладе Politico в четверг, в котором утверждалось, что Израиль разместил специальные устройства возле Белого дома, чтобы шпионить за Трампом и его советниками. Помимо этого разрушительного обвинения, которое Нетаньяху яростно отрицал, слив был широко воспринят как еще один признак того, что красивая дружба Нетаньяху с Трампом демонстрирует все возрастающие признаки напряжения.

Нетаньяху, который сделал ставку на Трампа в том, что касается репутации и в том, что касается избирательной кампании, отчаянно нуждается в том, чтобы по крайней мере фасад этих отношений оставался нетронутым, хотя бы до закрытия избирательных участков в 10 вечера 17 сентября. Но это тяжелая борьба, учитывая, что на прошлой неделе Нетаньяху был пропитан постоянным потоком плохих новостей, исходящих из Белого дома. В понедельник Трамп ухаживал за президентом Ирана Хасаном Рохани; во вторник он уволил Джона Болтона; в среду стало известно, что президент обсуждает вопрос о смягчении санкций и открытии кредитных линий для тегеранского режима. И неделя еще не закончилась.

Нетаньяху так много инвестировал в свои отношения с Трампом, что у него нет выбора, кроме как продолжать притворяться, что все в порядке. Нетаньяху знает, что любой намек на критику из Иерусалима может быть расценен Трампом как неблагодарность, а это — верная формула для превращения Нетаньяху и Израиля в объект для ядовитых президентских твитов.

Нетаньяху должен молиться, чтобы Трамп не услышал о его министре юстиции Амире Охане, который повторяет публично то, что премьер-министр говорит в частном порядке. В четверг утром Охана сказал армейскому радио, что встреча Трампа с Роухани будет ошибкой, вызвав сирены тревоги в офисе Нетаньяху.

Это был плохой конец ужасной недели, поскольку Нетаньяху был обеспокоен так же предположением что его встреча в четверг вечером с Владимиром Путиным может испортится. За двадцать четыре часа до встречи российский представитель раскритиковал «опасное» заявление Нетаньяху о намерении аннексировать иорданскую долину сразу после выборов, хотя недовольство Москвы вряд ли заставит израильских избирателей отказаться от Нетаньяху.

Тем не менее, несмотря на опасения, что иранская стратегия Нетаньяху может потерпеть крах, несмотря на недавние разрушительные сливы, касающиеся уголовных расследований [по обвинениям в коррупции], которые ведет прокуратура против Нетаньяху, а также на разрушительные последствия ракетного удара ХАМАС, премьер-министр по-прежнему имеет много шансов на победу на выборах 17 сентября.

На самом деле, ситуация Нетаньяху несколько улучшилась. Среди причин этого: устойчивый подъем популярности расистской, каханистской партии Оцма Иегудит, подъем, который, видимо, позволит ей выйти за 3,25-процентный избирательный порог. Ранее Оцма не могла преодолеть этот барьер и теперь ее успех может дать [право-религиозной] коалиции, возглавляемой Ликудом (правоцентристская националистическая партия, возглавляемая Нетаньяху) желанное 61-местное большинство в Кнессете (израильский парламент), которое предоставит ему иммунитет от судебного преследования в обмен на широкие уступки религиозным и националистическим ультраправым. Меньше месяца назад такой сценарий казался скорее бредовым, чем реалистичным.

Нетаньяху вместе с другими политиками и учеными мужами был убежден, что у Оцмы нет никаких шансов пройти барьер. В четверг Нетаньяху запел другую песню, указав, что опросы Ликуда подтверждают недавние выводы о всплеске поддержки Оцмы и ее лидера Итамара Бен-Гвира.

Нетаньяху не нужно далеко ходить, чтобы найти причину возвышения Оцмы; он может просто посмотреть в зеркало. Именно Нетаньяху сделал «кошерной» Оцму перед [прошлыми] выборами 9 апреля, вынудив ультраправую партию Ихуд включить ее в свой список кандидатов в депутаты Кнессета. И именно Нетаньяху тогда накачал имидж Оцмы, изобразив ее как смертельную угрозу шансам Ликуда на победу в предстоящем голосовании.

Правая коалиция, зависящая от Оцмы, сделает нынешнюю правую коалицию похожей на Лигу либеральных левых. Это привело бы в ужас половину Израиля и ливидировало бы все, что осталось от поддержки государства Израиль в либерально-демократических странах и соответствующих кругах. Такой Израиль будет продвигаться полным ходом вперед, чтобы аннексировать территории, подавлять арабское меньшинство страны и левое инакомыслие и подрывать все, что осталось от сдерживания и противовесов в политической и судебной системе Израиля, и от верховенства закона.

Такое правительство израильтяне никогда бы не подумали поддержать еще десятилетие назад. Но это было до того, как Нетаньяху загипнотизировал израильтян своим культом личности, до того, как он узаконил еврейскую ксенофобию и расизм, до того, как израильская политика превратилась в плацдарм для измученной души Нетаньяху и до того, как его бегство от уголовного преследования превратилось в единственный смысл его существования.

Если Нетаньяху победит на выборах, несмотря ни на что, его триумф станет самым большим и сладким за всю его долгую карьеру. Это докажет, что в сегодняшнем Израиле культ личности победил нормально функционирующую систему политической демократии и что израильтяне потворствуют разгулу коррупции на самом верху.

Все еще может измениться, особенно с учетом того, что треть израильских избирателей пока не определилась. С другой стороны, на предыдущих выборах опросы неизменно ошибались в пользу противников Нетаньяху. Если традиция сохранится, то Нетаньяху не только триумфально вернется в кабинет премьер-министра, но и докажет, что как раз тогда, когда вы думаете, что хуже уже быть не может, все становится просто ужасно.