ДПН оказалась под угрозой закрытия после решения суда высшей инстанции

Решение, принятое менее чем за четыре месяца до судьбоносных выборов, ставит под вопрос возможность выдвижения кандидатов от других партий или в качестве независимых кандидатов.

В четверг высший суд Турции отклонил просьбу прокурдской Демократической партии народов (ДПН) отложить до решающих выборов в мае судебное разбирательство по делу о ее роспуске, что еще больше осложнило запутанную предвыборную ситуацию в стране.

Просьба о переносе судебного разбирательства на период после президентских и парламентских выборов, которые должны состояться 14 мая, была единогласно отклонена Конституционным судом, сообщила государственная вещательная компания TRT.

ДПН была основана в 2012 году и вошла в парламент Турции на выборах 2015 года, на которых правящая в Турции ПСР (Партия справедливости и развития) потеряла часть голосов, необходимых для формирования правительства. ДПН стала второй по величине оппозиционной партией страны на всеобщих выборах 2018 года, получив 11,7% голосов.

ДПН столкнулась с угрозой закрытия после того, как в 2021 году суд принял к рассмотрению обвинительное заключение, требующее запретить партию и запретить более 450 ее членам заниматься политикой из-за их предполагаемых связей с курдскими партизанами. Суд также отклонил просьбу партии о продлении срока на два месяца, чтобы оспорить решение суда, принятое ранее в этом месяце, о замораживании казначейского финансирования, выделенного для ДПН.

Пресс-секретарь ДПН Эбру Гюнай назвала это решение «последним гвоздем в гроб закона в Турции».  

«Сегодняшнее решение Конституционного суда также свидетельствует о том, какую позицию займет суд по делу о закрытии», - сказала она журналистам.

Это дело широко рассматривается как политически мотивированное, как часть продолжающегося подавления правительством курдских политиков и активистов. 

«Как и вся судебная система, Конституционный суд политизирован, - сказал в интервью Аль-Монитору известный журналист и политический комментатор Кадри Гюрсель.  - Большинство членов Конституционного суда были назначены правительством Эрдогана».

«Запрет или не запрет ДПН не будет результатом независимой воли Конституционного суда», - отметил Гюрсель.

Около 6 миллионов избирателей ДПН станут главными действующими лицами на выборах, поскольку опросы говорят о напряженной борьбе между правящим альянсом под руководством Партии справедливости и развития и оппозиционным блоком из шести партий, включая главную оппозиционную Республиканскую народную партию (РНП) и националистическую Хорошую партию (ХП).  

«Общественность не впервые наблюдает запрет курдских партий в Турции, такое уже было. Но на этот раз, если ДПН запретят, это будет первый случай, когда политическую партию объявят вне закона в рамках предвыборных планов правительства, намеренного остаться у власти», - считает Гюрсель.

ДПН собирается выступить с устной защитой в суде 14 марта. Затем докладчик суда представит свой окончательный отчет по данному делу коллегии из 15 судей для вынесения окончательного решения, по словам Османа Кана, бывшего судьи-докладчика Конституционного суда Турции. Как минимум 10 судей возможно согласятся с тем, что партия «вступила в сговор с запрещенной Рабочей партией Курдистана (РПК)», с тем, чтобы ДПН также была запрещена. 
«Если нет новых документов и информации, о которых мы не знаем, но которые были представлены суду через прокуратуру... запретить ДПН с нынешним обвинительным заключением невозможно», - сказал Кан в интервью Аль-Монитор, добавив, что доказательства и оценки в обвинительном заключении не соответствуют конституционным требованиям для запрета партии.

«Однако Конституционный суд Турции не имеет чистого послужного списка по закрытию партий».

Политические партии должны будут представить своих кандидатов в президенты и парламентарии в конце марта - середине апреля в соответствии с предварительным календарем выборов, что делает рискованным участие ДПН в выборах и повышает перспективу того, что партия будет баллотироваться по билетам других партий или выставит независимых кандидатов.
Пока неясно, когда суд вынесет свое решение.

Эрдоган, чья партия также столкнулась с риском закрытия в 2008 году из-за ее предполагаемой деятельности, направленной против светского государства, однажды сказал: «Не должно быть возможным даже предлагать роспуск политической партии» в 2015 году. Однако в том же году мирные переговоры между РПК и ПСР провалились, поскольку правящая партия Эрдогана дрейфовала в сторону национализма, кульминацией чего стал ее союз с турецкими ультранационалистами из ПНД (Партия националистического движения). 

Между тем, прокурдские партии Турции приобрели опыт в преодолении преград, воздвигнутых на их пути, включая запрет партий и драконовский 10%-ный избирательный порог, который в прошлом году был снижен до 7%.
Напомнив, что ДПН представляет политическое движение, «чьи партии уже неоднократно закрывались», Гюрсель заявил, что партия будет искать «гибридные решения» против потенциального политического запрета.
Партия может участвовать в выборах либо по списку других партий, либо выставив независимых кандидатов, добавил Гюрсель.

«ДПН способна нанести ответный удар по правительству, - утверждает он. - Она может поддержать кандидатов от оппозиционного блока в некоторых критически важных регионах, чтобы наказать это правительство».