Мюфтюоглу: правительственные репрессии не заглушат голос свободной прессы

Диджле Мюфтюоглу, сопредседательница журналистской ассоциации «Диджле Фират» (DFG), заявила, что ещё ни одно правительство Турции не смогло подчинить свободную прессу и не сможет сделать этого в будущем.

Диджле Мюфтюоглу говорит, что на сегодняшний день арестованные журналистки и те, кто пришли им на смену, настроены работать и доносить факты до общества с ещё большей решимостью, несмотря на насилие, которому их подвергали.

Одна из руководителей DFG, Мюфтюоглу, побеседовала с ANF о текущих репрессиях, которые коснулись журналисток Турции. Эта беседа прошла накануне 25 ноября, Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.

Мюфтюоглу убеждена, что причины насилия в отношении женщин и общества – война и изоляция: «Невозможно, чтобы женщины не страдали от продолжающейся войны. Насилие – явление, которое неизбежно порождает другие проблемы. Насилие, вызванное войной, может проявляться и дома. Источник этой проблемы – государство. Один из недавних примеров – полицейское насилие против людей, вышедших на улицы в знак протеста против применения химического оружия. Мы видели, как женщины, включая журналисток, выполнявших свою работу, освещая протесты, рассматриваются государством в качестве «слабого звена». Поэтому к ним применяют насилие. Мы понимаем, что угнетение и насилие становятся всё интенсивнее в каждой общественной сфере, где действуют женщины, стремящиеся высказаться. Государство, правительство, полиция и военные не выносят, когда женщины хотят донести свою позицию. Подавление женщин было характерной проблемой с момента образования этой страны. Мы видим, что репрессии против журналисток усиливаются, особенно в последние 6-7 лет».

Целенаправленная борьба против журналисток

Мюфтюоглу обратила внимание на позитивный факт – борьбу женщин против подобного насилия, которая становится всё более организованной: «Однако, мы видим, что правительство стремится помешать этой борьбе, и мишенью стали работники СМИ. Насилие против людей в нашей профессии достигло огромных масштабов. Когда граждане решают выйти на улицы и заявить о себе, они сталкиваются с подавлением и жестокостью. Журналисты, которые пытаются освещать протесты, тоже подвергаются насилию. Большинство жертв насилия в нашей сфере – женщины. Мы видели это много раз».

Это послание властей всем журналистам

Мюфтюоглу напомнила об операции политического геноцида против журналистов, которая началась в Анкаре 25 октября: «Турция загнана себя в угол, когда армия использовала химическое оружие, а многие люди требовали расследования этого факта. Правительство решило прибегнуть к ещё большему насилию, чтобы «закрыть» этот вопрос. Глава Турецкой медицинской ассоциации (ТМА), профессор Шебнем Корур Финджанджи, стала мишенью этого насилия. Она оценила видеокадры с фронта, на которых было зафиксировано применение химического оружия, и потребовала расследования. 25 октября журналисты, сделавшие репортаж об этих БОВ, были задержаны отрядами полиции специального назначения насильственным образом. Применяя к корреспондентам такие меры, которые можно назвать пытками, власти хотели донести до общественности и всех журналистов четкое послание. Насилие над журналистами продолжилось и после их задержания. Дирен Юртсевер заставили сфотографироваться с турецким флагом. Журналистку Ознур Дегер таскали по земле за волосы. Даже ребенка Земо Аггёз обыскали, заставив раздеться».

Корни насилия – в политике войны и изоляции

Мюфтюоглу подчеркнула, что насилие со стороны государства, действующего под контролем политиков-мужчин, проистекает из того же военного подхода. Она добавила: «Поскольку мы, журналисты, разоблачаем факты этого насилия, они хотят заставить нас молчать. Теперь арестованные журналистки и те, кто пришли им на смену, настроены работать и доносить факты до общества с ещё большей решимостью, несмотря на всю жестокость и обращение, которому их подвергали. Ещё ни одно правительство не смогло подчинить себе свободную прессу и не сможет добиться этого в будущем».