Сопредседатель ПНРД Тунджер Бакырхан рассказал о повестке дня на еженедельном собрании парламентской группы своей партии.
Бакырхан начал свое выступление на курдском в честь 15 мая – Дня курдского языка. Он напомнил, что 92 года назад Джеладет Али Бедирхан и его друзья выпустили первый номер журнала Hawar, который имеет историческое значение для развития литературного курдского языка.
«Я чту память Джеладета Али Бедирхана, Османа Сабри, Кедри Джана, Джегерхвина, Михмеда Шехо, Арама Тиграна, Апе Мусы, Ферзада Камангара и всех, кто работал на благо курдского языка. Сегодня курдский язык повсюду, он окружает нас. Давайте писать на курдском, давайте говорить и думать на родном языке», – сказал Бакырхан.
Отрицалось существование миллионов курдов
Заявив, что на данный момент в Турции существуют серьезные препятствия для развития курдского языка и культуры, Бакырхан продолжил: «Хотя мы живем в 21 веке, курдские кинотеатры, кино и концерты запрещены. К сожалению, этот позор продолжается уже сто лет. Как вы знаете, тех, кто говорит, что в этой стране существует отрицание прав целого народа и продолжается ассимиляция, и тех, кто требует демократии, либо убивают, либо вынуждают отправиться в изгнание, либо отдают под суд. Курдский вопрос, одна из самых важных проблем Турции, игнорировался на протяжении многих лет. Существование миллионов курдов отрицалось, и были созданы абсурдные теории, доказывающие, что курды – не курды. Из-за этих теорий страна потеряла десятилетия. Пока остальной мир развивал науки, технологии и демократию, турецкие власти годами пытались обмануть и отвлечь народы этой страны с помощью теорий Карт-Курта, но на данный момент курды, их язык и курдская культура продолжают существовать, несмотря на эти теории.
Последний пример отрицания – «дело Кобани»
Оценивая прошедшее столетие, мы можем сказать, что все мы пережили разные времена – порой в стране говорили о решениях кризиса, когда-то люди были счастливее и экономика была лучше. Однако, при эскалации насилия царило беззаконие, и государство хотело уничтожить своих курдских оппонентов, возбуждая против них коллективные уголовные дела. Всем известно, что эти дела не являются гражданскими. Это вопрос политической мести. Это посягательство на право на демократическую политику. Это ещё один пример отрицания существования курдов в 21 веке, конечная точка такой политики. Мы столкнулись с ситуацией, когда судебная власть не имеет самостоятельности. Смотрите, из-за того, что определенный твит был опубликован в Интернете, наши друзья, прошлые сопредседатели Фиген Юксекдаг, Селахаттин Демирташ и десятки наших товарищей из ДПН проходят по печально известному «делу Кобани». Этот процесс – часть заговора. Мы видели, что судьи и прокуроры, открывшие это дело, были связаны с бандами, мафией и преступными организациями.
Мы все видели тех, кто указывал пальцем в сторону общественности, угрожал людям и давал указания судебным органам. Это не только гражданское и судебное дело, мы столкнулись с ситуацией, в которой замешаны политики, и они заняли места судей, прокуроров и полиции. На сегодняшний день в этой стране готовился переворот, который планировали привести в действие не только в штаб-квартире правительства, но и в коридорах здания суда. Разве казнь Аднана Мендереса не была политическим переворотом, разве решение 367 не было ударом по политике? Разве эти действия – не дело рук тех, кто носил судейские мантии? Да, угнетенными в тот день были вы, курды, революционеры и интеллигенция. Сегодня вы (правительство) продолжаете пытать курдов, революционеров и интеллигенцию, используя судебную систему. Вы пытаетесь отомстить. Вы несправедливы в том, что касается дела Кобани, и в том, что касается Османа Кавалы. Вы игнорируете волю народа, удерживая Джана Аталая в заложниках, как и законно избранных должностных лиц ДПН. Те, кто считает эти дела оправданными, готовы обелить и дела с участием JITEM, в рамках которых с курдами, интеллектуалами и революционерами расправлялись на протяжении десятилетий. Народ Турции видит это и не забудет. Эти жертвы произвола навсегда останутся в нашей памяти.
Пора прекратить политические дела
Я хотел бы сказать, что однажды, когда придет время, мы сможем примириться с теми, кто расправился с курдами и интеллигенцией, и это случится в рамках демократического суда в демократической стране. Когда против ПСР было возбуждено дело, они сказали в свою защиту, что «главное в демократии – править, реализуя народную волю». А разве Гюльтан Кышанак не была избрана? Разве это не воля народа? Мы столкнулись с правительством с лицемерным государственным менталитетом – они забыли, что говорили о себе, когда оказались в неудобном положении и когда пришли к власти. При этом они не помнили о законности, когда дело касалось курдов и их политических оппонентов. Но разве не вы защищали верховенство закона и призывали к справедливости, когда было возбуждено дело против вашей партии? Так где же верховенство закона? Если мы спросим, где справедливость, ответа не будет. Но теперь у вас есть шанс. Мы говорим: положите конец политическим делам, которые нарушают право на демократическую политику, и особенно это касается «дела Кобани».
Те, кто призывает к смягчению и нормализации сегодня, признают, что вчера в стране были беззаконие и несправедливость. Это означает, что Турция не управляется законами уже 22 года, и ни один нормальный закон не был реализован в нашей стране. Если вы действительно хотите нормализации, путь к ней ясен, как я только что сказал. Прежде всего, положите конец «делу Кобани».
Решение находится на острове Имралы
Необходимо покончить с абсолютной изоляцией, в которой находится г-н Оджалан. Это будет важнейший шаг в нормализации отношений. Ни мы, ни народы Турции не поверят в попытку нормализации, если это не будет сделано. Когда г-н Оджалан принимал участие в процессе мирного урегулирования, в стране царили процветание и мир, а молодежь и народы Турции с надеждой смотрели в будущее. Но когда в демократическую политику вмешались, мы столкнулись с отчаянием и экономическим крахом. Миллионы людей потеряли надежду. Да, нормализация – это правильно, но если вы хотите нормализации, то решение близко – оно находится на острове Имралы.
Повернитесь лицом к правосудию
К сожалению, подход судебной системы и некоторых СМИ в нашей стране не изменился – они слепы и глухи, когда речь идет об оппозиции. Посмотрите, посреди улицы совершаются убийства, и порой даже видны номерные знаки машин, на которых уехали убийцы... Вокруг ездят автомобили с мигалками, но этот факт ничего не меняет. Поверьте, сегодня по всей Турции не одно, а десятки дел, напоминающих о Сусурлукском скандале. Повсюду бродят банды. Но что не так с троллями, которые обвиняют ПНРД во лжи и клевете? Мы неоднократно задавались вопросом, журналисты ли это? Это не журналисты, а наемные убийцы. Мы обращаемся к правительству и говорим – держите этих людей подальше от нас. Вы создали новые параллельные структуры внутри государства своими руками. Теперь они окружают вас, связав по рукам и ногам, а вы кричите. Мы повторяем, повернитесь лицом к закону и справедливости. Ваше будущее и будущее Турции, а также благо страны и демократическое развитие возможны, если вы обратитесь к закону и правосудию.
Rojbaş, Эрдоган!
Что же говорит глава ПСР по случаю годовщины создания Государственного совета? Эрдоган говорит, что узконаправленный менталитет, который благоприятствует интересам определенной группы, не должен укорениться в государственных институтах, в том числе в органах правосудия. Фактически, господин Эрдоган признает факт существования проблемы. Это означает, что в судебной системе и государственном аппарате существует структура, которая защищает интересы определенной группы. Что ж, rojbaş (здравствуй/добрый день – курдский, прим.) Эрдоган, rojbaş! Разве эти параллельные структуры – не результат вашей работы? Разве не вы каждый день давали указания судебным органам? Разве не вы превратили суды в придорожный трактир? Теперь вы довели судебную систему до такого состояния, что она стала инструментом подавления оппозиции. Поэтому турецкая судебная система не может отправлять правосудие. Прежде всего, необходимо разоблачить одного за другим тех, кто использует эту судебную систему, те круги, которые не поддерживают демократию и верховенство закона. В противном случае Турции придется окончательно утратить статус правового государства.
Гарантируйте статус курдов
Самый важный вопрос для Турции – это курдский вопрос. Мы постоянно говорим об этом. Мы будем повторять это до тех пор, пока каждый не уяснит этот факт. Если вы гарантируете статус и признание прав курдов, как народа, – это будет ключом к решению проблемы. Этническая унификация и национализм, основанный на избирательном подходе к культуре, представляют собой один из источников проблемы. Нужно новое, общее определение идентичности, охватывающее всех нас, которое станет решением многих проблем в этой стране. Необходимо создать инфраструктуру, которая даст курдам возможность жить в этой стране со своим языком, идентичностью и статусом. Настало время разобраться с Республикой, которая игнорирует курдов и отрицает наше существование. Путь к внутренней и внешней безопасности Турции лежит через подлинный мир между турками и курдами. Если истинный мир и социальное примирение между турками и курдами не будут достигнуты, экономика потерпит крах, закон падет, а демократия и свобода будут уничтожены! В судебной системе и бюрократических органах будут продолжать создаваться параллельные структуры, которые будут ставить препоны развитию демократии. Обеспечить социальный мир в Турции значит обеспечить безопасность и процветание страны. Безопасность – это не винтовка и не пуля. Безопасность – это не проведение трансграничных вооруженных операций, не создание всё новых и новых полицейских участков, не намеренное разделение курдов и не привлечение курдов-коллаборационистов к политике отрицания и ассимиляции. Настоящая безопасность – это реализация демократии и свобод путем обеспечения социального мира между турками и курдами.
Огромный дефицит бюджета
Вчера власти с большой помпой объявили о новом пакете мер по экономии бюджета. Мы задались вопросом – действительно ли эти меры спасут народ и трудящихся Турции от экономического кризиса, нищеты и лишений? Мы готовы услышать ответ.
Они называют эти меры пакетом, принятым ради экономии, но когда мы изучили эти меры досконально, стало ясно, что это иллюзия. Каким будет итог этих действий? Даже если они сделают все, что планируют, они сэкономят 100 миллиардов лир. Если весь пакет, о котором они объявили с пафосом в прямом эфире по всем каналам, будет реализован, Турция сэкономит 100 миллиардов лир. Теперь давайте оценим цифры дефицита бюджета и увидим, действительно ли они выступают за экономию и насколько им можно верить».
Послание лидерам политических партий из 5 тезисов
Коснувшись дипломатических мероприятий и встреч, которые начались после муниципальных выборов 31 марта, Бакырхан сообщил, что ПНРД продолжает вести переговоры с другими политическими партиями. Сопредседатель сказал: «Мы продолжим эти встречи не только с политическими партиями в парламенте, но и с партиями вне парламента, а также с общественными и религиозными организациями. Главная цель этих встреч – найти точки соприкосновения. Да, мы живем во времена, когда оппозиция и социальные группы не могут найти общий язык, мы переживаем беззаконие и несправедливость. Находить точки соприкосновения – прямая обязанность ПНРД. Наши люди больше не хотят, чтобы политические партии были центрами полемики. Народу нужды центры решений. Люди ясно дали это понять 31 марта. Мы боремся за то, чтобы стать таким центром решений».
Бакырхан рассказал о 5 пунктах, на которые ПНРД обратила внимание во время встреч с лидерами политических партий:
« - Демократическое решение курдского вопроса отвечает интересам как Турции, так и всего Ближнего Востока. Давайте найдем решение, основанное на общих интересах, в ходе совместных переговоров. Без прогресса в решении курдского вопроса не будет ни мира в Турции, ни новой конституции.
- Давайте обеспечим право на демократическую политику. Мы должны защитить Турцию от военных и бюрократических переворотов, которые начинаются в политическом поле. Давайте сделаем так, чтобы перевороты в стране ушли в прошлое.
- Давайте действовать в рамках здравого смысла в борьбе с экономическим кризисом. Защитим права трудящихся, права бедных граждан и общества в целом. Защитим наше общество от кризиса.
- Давайте построим эгалитарное общество и остановим попытки попрать права, завоеванные женщинами в результате длительной борьбы.
- Для обеспечения мира в обществе нам нужен закон, защищающий права каждого, права курдов, рабочих, революционеров и диссидентов. Давайте создадим новую конституцию, основанную на принципах местной демократии и разделения властей. Мы говорим вам: давайте правильно воспринимать послание, которое сделал наш народ 31 марта. Мы говорим вам: давайте действовать вместе, чтобы добиться мира, справедливости и процветания в стране».
Послание о национальном единстве
В заключение, обращаясь ко всем курдам, живущим в Турции и на Ближнем Востоке, Бакырхан сказал: «Мы переживаем знаковые времена, когда события, происходящие в мире, определяют судьбу Ближнего Востока. Мы все несем историческую ответственность. Главная ответственность, которая лежит на нас, – это обеспечение курдского национального единства. Никто не должен ставить свои интересы выше демократического национального единства курдов. Сегодня мы, курды, оказались на перепутье, мы находимся в неопределенности, которая может обернуться большим выигрышем или большим проигрышем. Поэтому все группы и сообщества Курдистана, будь то организованные или неорганизованные структуры, институты, отдельные лица и партии, должны помнить о своих обязанностях. Мы думаем, что они осознают свой долг. Нашему народу пора достичь национального и демократического единства в четырех частях Курдистана. Прежде всего, курды должны получить демократические права в странах Ближнего Востока; это будет достижением в интересах трудящихся, женщин и бедных слоев населения. Бюджет, потраченный на преследование курдов, может быть потрачен на нужны бедняков, живущих в этой стране. Национальное единство курдов – не угроза для турецкой демократии. Национальное единство курдов не станет препятствием для демократизации Ирана, Ирака и Сирии, напротив, оно обеспечит демократизацию и освобождение этих стран, нуждающихся в свободе. Давайте объединимся. Мы говорим, что пришла пора ускорить демократическое решение курдского вопроса на Ближнем Востоке, и для этого необходимо бороться плечом к плечу и делать все возможное для процветания демократии в регионе».