Музаффар Аята: Турция – мафиозное государство

Курдский политик Музаффар Аята анализирует нынешнее положение турецкого правительства, делая выводы, что сегодняшний режим Эрдогана хуже режима военного переворота, сотрясавшего страну в 1980 году.

В третьей части своего интервью для ANF Музаффар Аята, представитель НСС (Народных сил самообороны Курдистана), призывает Турцию изменить свою позицию по курдскому вопросу и отказаться от политики истребления и отрицания факта существования курдов, так как эта стратегия не привела ни к чему за прошедшее столетие.

- Почему нынешнее турецкое правительство считает курдский вопрос «вопросом террора»?

- Курдский вопрос – это проблема столетней давности. Она появилась в Турции с момента основания республики. Создание страны такой, какой была республика, создало и эту проблему. Существовала ли РПК (Рабочая партия Курдистана – прим.), когда шейх Сеид, Сеид Риза и десятки тысяч людей были убиты и высланы? Это историческая проблема, глубоко затронувшая всё общество. Мы видим, что в рамках Конституции курдов не существует, в стране есть только турки. Государство хочет сделать турками всех. Но это не веление Бога и не закон природы. Курды не хотят быть турками. Государство претворяло эту политику в жизнь 100 лет кряду и потерпело неудачу. Этому пора положить конец, а конституцию следует переписать.

Курды и турки живут на одной территории бок о бок. У нас много общего. Почему же льется столько крови, почему мы сталкиваемся с насилием и отрицанием? В четырех частях Курдистана проживает около 40 миллионов курдов. У них есть статус в Южном Курдистане, а в Рожаве мы наблюдаем позитивный процесс, который может привести к тому, что у них будет устойчивый статус. Чтобы уничтожить эти пути развития на корню, Турция атакует. Турецкие власти использовали все экономические ресурсы и идеологические резервы своей страны, разжигая этот конфликт. Что произойдет, если альянс ПСР/ПНД победит на очередных выборах? Что будет, если режим отнимет ещё больше жизней и заставит страдать многих курдов? Историю нельзя повернуть вспять, ее нельзя изменить и переписать так, как хочется. Будь это возможно, Мустафа Кемаль уже сделал бы это.

- Если бы курдский вопрос решался иначе, как выглядела бы ситуация сегодня?

- Турция не была бы настолько изолирована и дискредитирована в мире на сегодняшний день, не воюй она с курдами и не ввяжись с головой в сирийскую войну. Она не исчерпала бы все свои внутренние и внешние ресурсы. Напротив, курды могли стать мостом между Сирией, Турцией и Ираком. Имея подобную демократическую модель, страна стала бы восходящей звездой Ближнего Востока. Торгово-экономические отношения развивались бы на другом, разительно лучшем уровне. Турция была бы богата и легко могла вступить в Европейский Союз. Для этого не было бы никаких существенных препятствий.

- Насколько велик ущерб, который нанесла политика войны на Ближнем Востоке?

- Турция ввязалась в войну и ведет бои в Сирии. В ходе этой войны наемники из бандформирований ИГИЛ* могут беспрепятственно проникать на сирийскую территорию из Турции. Все зло, которое принесла сирийская война, коснулось курдов, и это и было целью турецких властей. Они натравили ИГИЛ на курдов. Пока весь мир боролся с террором ИГИЛ, Турция поддерживала его. Они хотели истребить курдов, удушить все их начинания, особенно в Сирии. Курды же упорно сражались и заплатили высокую цену за борьбу с ИГИЛ. Бок о бок с арабами, делая общее дело, они очистили захваченные районы и стали управлять этими территориями сообща. Несмотря на давление Турции, арабы не стали воевать на стороне наемнических формирований и турецких группировок. Вместе с курдами они придерживались собственной стратегии и не стали враждовать с правящим в Сирии режимом. Курдов волновала их собственная идентичность и свободная жизнь, потому они выбрали такой путь. Им не нужно было ни с кем враждовать или подражать кому-либо. Турция не смогла принять такого положения дел. Режим Эрдогана собрал вокруг себя все наемнические военизированные группировки Сирии и отдал распоряжение атаковать курдское население. Теперь эти наемники – бич для самой Турции. Фашистские демагоги, которых вы слышите в Турции на каждом углу, заявляют, что курды и РПК – оковы для Турции, и если их разбить, страна завоюет весь мир. Власти обманывают этой несуразной ложью собственное население.

Оковы страны – это ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра*. Убийцам развязали руки в Сирии и отдали население им на убой. Оккупированные территории стали охотничьими угодьями для убийц, преступников и наемников. На сегодняшний день Турция стала главной угрозой глобальной безопасности. Арабский мир не готов защищать Братьев-мусульман*, ИГИЛ и ан-Нусру. Обратите внимание, что ни одна арабская страна больше не поддерживает эти преступные группировки. Они не принимают их на своей территории. Но то, на что не идут они, делает Эрдоган. Так он фактически угрожает арабскому миру. Турция шантажирует Европу проблемой беженцев, которых она приняла на своей земле. Он даже угрожает вовлечь в игру ИГ* и другие подобные организации в Европе. Эти карты всегда в рукаве у Эрдогана, и он может угрожать разыграть их.

Стоит отметить, что наиболее безопасные для лидеров ИГИЛ зоны – это территории, находящиеся под турецким контролем. Некоторые из джихадистских главарей были убиты или взяты в плен в ходе спецопераций (Сил демократической Сирии и международной коалиции). Есть и те, кто не попал в плен, кто не слишком известен. Эти люди делают ставку на Турцию. Турция спонсирует их, и если турецкие власти считают нужным, они меняют свои имена. Вы знаете, что весь мир объявил Джебхат ан-Нусру террористической организацией. Турции тоже пришлось присоединиться к списку этих стран, но она создали для ан-Нусры собственное королевство (в Идлибе). Турецкая армия защищает эту группировку.

- Проблемы в границах Турции, на её собственной земле становятся все более очевидными. Тем временем законно избранные представители курдского народа все чаще становятся объектами преследований. О чем это говорит?

- Турецкое правительство стало организованным преступным сообществом. Власти этой страны проводят политику репрессий, лгут и ведут психологическую войну против собственного народа. Турция выступает против тех, кто осмеливается критиковать, сопротивляться, требовать справедливости и демократии; в этой стране маргинализируют и унижают тех, кто хочет мира и демократии. Представьте себе, как курды участвуют в выборах в рамках турецкого законодательства. Сначала документы баллотирующихся кандидатов проверяет прокуратура, и им говорят, что их кандидатура не вызывает проблем на выборах. Затем победителя объявляют террористом. Курдских мэров и членов парламента страны бросают в тюрьмы. Их парламентский иммунитет снимают в спешке, в сжатые сроки.

Семра Гюзель (депутат от ДПН, недавно оказавшаяся в тюрьме) не сделала ничего незаконного. Тем не менее, ее заклеймили позором из-за её фотоснимка, сделанного рядом с партизаном. Все структуры безопасности Турции перевернуты с ног на голову. Турция вошла в процесс коллапса, всё в хаосе. Все ведут себя так, как будто в Турции никогда не видели партизан. Как будто они прилетели сюда из космоса. Курды не должны иметь ничего общего с людьми своей национальности, не должны приветствовать друг друга, общаться, не вправе встречаться друг с другом. Фактически, власти бросают людей в котел и варят их, танцуют вокруг, и с удовольствием поедают жертв. О, у нас есть Семра – какая была организована операция... говорят они! У вас нет ни малейшего стыда. Семра Гюзель – депутат парламента страны. С нее сняли иммунитет незаконным путём и выставили преступницей.

В это же время все настоящие грабители и преступники собираются в кругу турецкого правительства. Министр внутренних дел Сойлу появился на фотографиях со всеми этими людьми. Но против них никогда не будет возбуждено уголовного дела. Они – фавориты Эрдогана. Эрдоган – человек, который показал свое отвратительное нутро везде, где это только было возможно.

Ангела Меркель была канцлером 16 лет. Она ушла в отставку как подобает, соблюдая закон и вызвав уважение, но Эрдоган не играет в игру по правилам. Сегодня все в Турции, включая оппозицию, полагают, что Эрдоган может начать гражданскую войну. Он будет манипулировать выборами. Реджеп Тайип объявит чрезвычайное положение, начнет где-нибудь очередную войну. Однако, в обстановке кризиса и хаоса он либо выиграет выборы, либо отложит их. Эти варианты обсуждаются сейчас в Турции. Во времена Эджевита и Месута Йылмаза такое не обсуждалось. Эрдоган находится у власти уже 20 лет и довел страну до её нынешнего состояния. Турция успела нарушить все демократические конвенции. Он сделал все государственные институты недееспособными, выхолостив их функционал и сделав зависимыми от себя. Он создал модель правления в стиле Гитлера. Если проанализировать историю и стиль правления последнего, вы увидите, насколько они похожи.

- Как это вписывается в историю Турции?

- Техника правления сегодняшней власти основана на подрыве законов во времена кризисов и хаоса. Никогда прежде в истории Турции закон не был дискредитирован настолько сильно, как сегодня. Даже в период, последовавший за 12 сентября (военный переворот 1980 года) не было такой ситуации. Судебная власть не вмешивалась в происходящее в таких масштабах. Судьи и прокуроры никогда не были такими дешевыми пешками. Религиозные структуры Турции никогда не были столь могущественны, не владели сегодняшними богатствами. Они никогда не были так тесно спаяны с политической властью. Религиозные общины, поддерживающие связи с правительством, существовали и раньше. Правительство получало выгоду от этих связей, а общины получали свою выгоду, но никогда эти взаимосвязи не были так тесны, как сегодня.

Религиозные общины в Турции утратили свою духовную функцию. Они перестали быть организациями, служащими религии и вере. Эрдоган разрушил эту среду, покончил с ней. Реджеп Тайип совершил величайшее зло для ислама в Турции. Он поглотил все наследие (своего наставника – прим.) Эрбакана. После 50 лет деятельности Milli Görüş («Национальное видение», религиозно-политическое движение, вдохновленное Эрбаканом и включавшее ряд партий) оно было, по крайней мере, альтернативой для Турции, надеждой для исламских кругов. Мы критикуем это движение, и это отдельный вопрос, но Эрбакан пользовался уважением в кругах исламских верующих. Эрдоган же создал мафиозную банду грабителей. При нем взлетела инфляция. Он играет с фондовым рынком и процентными ставками. Люди постоянно нищают, уровень бедности растет. Сейчас банки увеличили свои прибыли в четыре раза за счет инфляции, но стоимость жизни резко возросла. Турция стала мировым лидером в части проблемы инфляции, несмотря на то, что активно публикует ложные данные, опровергая этот факт.

Всё это говорит об истинном уровне обнищания общества. Грабя людей, вы забираете все, что у них есть. Все ресурсы и богатства страны сосредоточены в конкретных руках. В рамках ислама у людей была надежда, стремления, мечты о будущем. Эрдоган поглотил всё и вся. Он уничтожил исламские общины в Турции, иссушив почву, питавшую их. Он сделал их опорой и игрушкой власти. Он крепко привязал их к правительству. Он дал им материальные блага и отнял духовность. Он лишил сути и отнял дух у всего живого. Сегодняшний президент Турции так отчаянно жаждет власти, что не выпустит ее из рук, даже если это будет грозить ему смертью. Он говорит, что родина в опасности, утверждает, что это вопрос выживания. Вы окружены врагами, империалисты атакуют вас, вы же сопротивляетесь целому миру... Это все чепуха. На деле он обращается к лидерам мира и просит их почти прямым текстом: «Поддержите меня, давайте договоримся, я пойду на уступки». Вот что он говорит.

Сейчас Турция делает уступки России. Тендеры на строительство атомных электростанций, ракетные системы, которые невозможно использовать, миллиарды долларов – все для режима Эрдогана. В то же время он подписывает соглашения с НАТО против России, а также дает понять Путину, что тому стоит приехать и согласиться с уничтожением курдов. Тогда, намекает Эрдоган, Турция не будет участвовать в эмбарго и поддержит Россию.

Очевидно, что никто не хочет войны в Сирии, кроме этого человека. Эрдоган вооружает всех своих наемников и натравливает их на освободительное движение. Он планирует атаковать курдов или сирийский режим. Он уже подготовил свою армию и заявляет: «Дайте мне волю, и я уничтожу курдские районы, я заставлю курдов уйти оттуда и заменю их наемниками». Так он объявляет о намерении устроить геноцид курдов.

* - террористическая организация, запрещена в РФ