Курдистан

Сабри Ок: ПСР терпит полный крах

Сабри Ок заявил, что «курдский народ добился достойных результатов, действуя в сотрудничестве с демократическими силами».

Представитель Исполнительного совета АОК рассказал о грядущих переговорах Эрдогана в Ираке и о том, какое влияние эти события могут оказать на ход войны, прокомментировал выборы в Турции и Северном Курдистане и проанализировал, как изменилось положение ПСР и Эрдогана.

Первую часть этого интервью можно прочитать здесь

- На повестке дня в Северном Курдистане и Турции оказались результаты муниципальных выборов, состоявшихся 31 марта. С каким посланием выступил курдский народ в этот день?

- Это были очень важные выборы. Курдский народ добился достойных результатов, действуя в сотрудничестве с демократическими силами. Хотя, стоит отметить, что выборы – лишь фрагмент общей картины.

Когда мы упоминаем демократические силы, мы считаем, что курдский народ и его борьба – их часть; когда мы упоминаем курдский народ, мы помним и о демократических силах. Вместе они сделали важные послания правительству во время выборов. Что же это были за послания? Во-первых, как бы ни преследовали оккупационные власти и ПСР оппозицию, их время заканчивается. Отныне они больше не смогут поддерживать свой диктаторский режим, как раньше. Это послание было совершенно ясным. Во-вторых, какими бы ни были эти притеснения, курдский народ и демократические силы никогда не сдадутся; они всегда будут продолжать борьбу. Это послание также прозвучало абсолютно четко.

В прошлом в муниципалитеты, где побеждали курдские политики, назначали управленцев, лояльных властям. Теперь курдский народ победил систему назначенцев, продемонстрировав свою волю и дав понять, что даже если правительство попытается действовать в прежнем ключе, отобрав у людей законную победу, народ будет сопротивляться. Что ещё важнее, курдский народ показал, что на этот раз государству не удастся назначить своих людей в муниципалитеты так же легко, как раньше. Даже если власти попытаются это сделать, народ будет сопротивляться. Пример такого протеста можно было наблюдать в Ване. Турецкий режим опробовал свои силы, и если бы их план удался, они бы постепенно отобрали все места в муниципалитетах, где победили курдские политики. Но этот народный протест был очень важен. Кроме того, борьба демократических сил Турции тоже помешала назначению лоялистов в муниципалитеты. Турция – оккупационное государство, и наш народ и демократические силы должны быть всегда готовы к борьбе с режимом. Если государство снова захочет назначить своих людей на места, завоеванные оппозицией в ходе выборов, потребуется более радикальный протест. Мы не должны легко успокаиваться.

Все говорят о том, что в этом процессе участвует НРП. НРП добилась этого успеха не в одиночку. Некоторые считают курдов аполитичными, но курды – одно из самых сознательных и политизированных обществ. На этих выборах они реализовали стратегию, которая заставила ПСР проиграть. Большинство демократических сил Турции также использовали подобный подход. НРП воспользовалась им, чтобы победить ПСР, и это ей удалось. Впервые за более чем 40 лет НРП стала первой партией в Турции. Теперь на ней лежит бремя высокой ответственности. Что будет делать эта партия? Повторит ли она свои старые ошибки? Или же она услышит послание курдского народа и демократических сил и изменится? Я думаю, что курды и демократы должны оказать давление на НРП. Они должны спросить у политиков этой партии, какова их программа по демократизации Турции. С этим связан и подход НРП к курдскому вопросу.

До сих пор НРП не комментировала курдский вопрос открыто, но сейчас она должна поделиться своим политическим подходом на этот счет. Если НРП выберет позитивный подход, страна вступит в новый процесс. Но если эта партия снова проявит трусость, если она не разовьет демократический подход, это будет печальным исходом. В ходе волнений в Ване и борьбы с ПСР на выборах было видно, что избиратели НРП открыты для демократии. Они выступают против жестокости и правления ПСР. Руководство НРП должно принять во внимание эти реалии и идти вперед, к переменам.

- Оппозиция победила в Турции, и альянс ПСР/ПНД опустился на второе место. Как эти результаты повлияют на турецкую политику?

- Впервые с момента прихода к власти ПСР досталось второе место. Этот факт очень важен. Видно, что ПСР находится в недоумении, они не могут справиться с этой ситуацией. Они долгие годы пользовались всеми ресурсами и благами страны и региона. Менталитет ПНД пропитал их умы. Девлет Бахчели и ПСР выступают в таком ключе, будто вся страна принадлежат им и никто не призовет их к ответу, никто не поставит под сомнение их власть. С ними нужно бороться.

То, что они заняли лишь второе место, важно, потому что это означает, что серьезное препятствие было преодолено. Многие граждане Турции и даже некоторые международные политики задавались вопросом, возможно ли вообще поражение ПСР и Эрдогана. Почему это настолько маловероятно, спрашивали они. ПСР совершала все гнусные поступки, использовала все ресурсы страны в своих интересах и занималась обогащением своих приспешников. В результате они разрушили страну, опустошили бюджет и уничтожили общественные структуры. Если бы в Турции существовала настоящая, серьезная, радикальная демократическая оппозиция, ПСР давно бы потеряла власть. ПСР теряет уважение граждан, и то, как долго они смогут продержаться, зависит от оппозиционной борьбы с их режимом.

Без борьбы курдского народа и участия партизан ПСР не потеряла бы рейтинги. Они бы продолжали обманывать общественность ложными целями. Правящая партия использовала все ресурсы, сливая их в пламя войны против курдского народа, и уничтожила свою собственную репутацию, имидж и престиж. Тем не менее, они продолжают войну против курдов, и пока ещё стоят на ногах. Даже те, кто прежде голосовал за ПСР, отошли в сторону. Если ПСР не изменит свой менталитет, а оппозиция будет играть демократическую роль, этой власти очень скоро придет конец.

- По данным СМИ, Эрдоган отправится в Ирак примерно в конце апреля. В мае с ним встретится президент США Джо Байден. Похоже, что эти грядущие встречи будут посвящены вашему движению. Какую цель преследует Эрдоган и верите ли вы, что ему удастся достичь их?

- Фашисты и подобные правители преследуют только свои собственные интересы; они утверждают во всеуслышание, что всегда будут контролировать ситуацию. Они хотят, чтобы все в это верили. Будущее таких правителей зависит от конфликтов и войн. Они ищут стратегии и средства для достижения этих целей, и именно этим они и заняты. Во время своего визита Эрдоган будет оказывать давление на иракское правительство и пойдет на уступки, чтобы уничтожить РПК. Однако, Эрдоган и ПСР – прагматики и лжецы; они говорят одно, а делают другое. Они представляют опасность и с точки зрения идеологии. Турецкий режим рассчитывает на экспансию в этом регионе, чтобы создать новую Османскую империю. Это их цель на Ближнем Востоке. Эрдоган считает, что Ирак по-прежнему принадлежит османам. Он относится к Ираку именно так, как бы позорно это ни звучало. Конечно, власти Ирака понимают это. Какое бы зло ни творилось на Ближнем Востоке и в Ираке, Эрдоган приложил к этому руку. От Киркука и Мосула до Ливии – он хочет создать проблемы всем и воспользоваться хаосом. Такова их политика.

Мы хотим верить, что Ирак не станет пешкой в этой игре. Если они поддадутся на манипуляции Эрдогана, это будет плохой путь. Партизаны не нарушали законов Ирака, не наносили ущерба иракскому обществу и народу. Напротив, РПК и НСС сыграли историческую роль в борьбе с ИГИЛ*. Без помощи РПК Шенгал, Мосул, Махмур, Киркук и Эрбиль пали бы под натиском ИГИЛ. Ирак понимает это. Ирак также хорошо знает силу партизан и помнит, с кем они сражаются. Именно поэтому Ирак должен избрать другую политику. В то же время власти этой страны должны понимать, что представляет собой турецкий режим.

Турецкая армия вторглась на территорию Ирака на 40 километров вглубь, они построили десятки военных баз и разместили тысячи солдат на этой земле. Независимое государство не смирилось бы с этим. Не говоря уже о борьбе с партизанами, иракской администрации следует сотрудничать с РПК, чтобы остановить турецкое наступление. Ирак обязан противостоять Турции на международной арене.

Например, иракская пресса должна более активно выступать против вторжения, а общество должно встать на защиту тех, кто отстаивает суверенитет страны. Однако, они хранят молчание. Тем не менее, мы надеемся, что Ирак не станет партнером турецкого режима в борьбе с курдским освободительным движением. Мы не против экономических, торговых и политических отношений между странами, но РПК и курдский народ не желают, чтобы Ирак участвовал в турецких играх и войнах. Проблемы, созданные Турцией в Ираке, Сирии и на Ближнем Востоке в целом, очевидны. Попыткам ПСР бороться против РПК необходимо противостоять. После визита в Ирак Эрдоган отправится в США. После того, как Байден стал президентом, Эрдоган очень хотел попасть в Белый дом. Но Байден не принимал его, и до недавнего времени Эрдогану не назначали встречу. Необходимо понять, почему США согласились на визит. Там будут обсуждаться многие вопросы, такие как события на Украине, ситуация на Ближнем Востоке и в Сирии. Опять же, вопрос продажи F-35 всегда стоял на повестке дня.

США не будут помогать Эрдогану, если это не соответствует их собственным интересам. К сожалению, если это поможет Турции в курдском вопросе, Эрдоган снова пойдет на любые уступки. Его цель – обеспечить себе возможности продолжать войну против курдского народа. Он хочет заставить США одобрить свои планы нападения на Южный Курдистан и Ирак. Все воздушное пространство Ирака находится под контролем США. Без США, без их одобрения турецкие ВВС не могли бы бомбить Ирак и Южный Курдистан. Тем не менее, влияние Эрдогана в Турции изменилось после выборов 31 марта. Его не будут воспринимать всерьез и во внешней политике. Выборы повлияли на позицию Эрдогана и на будущие переговоры. Эрдоган делает все, чтобы развязать войну против курдского народа. США не должны поддерживать его требования. Но если они это сделают, это будет означать, что сегодня они настаивают на той же стратегии, что и 25 лет назад, когда по их инициативе был задуман и реализован международный заговор.

США знают, что, хотя Курдистан разделен на четыре провинции, курды едины. Судьба и будущее курдского народа были определены 100 лет назад на Каирской конференции, когда страна была разделена на четыре части. 8 марта, в Науроз, а также в день рождения Оджалана стало ясно, что умы, сердца и души курдов едины. Сердца наших людей в Рожаве, Рожхилате, Северном и Южном Курдистане, Европе и разных странах бьются в унисон. Невозможно хорошо относиться к одной части Курдистана, уничтожая другую. США и Европа должны проводить более объективную политику по отношению к курдам; они не должны благоволить одной части Курдистана, поддерживая геноцид курдов в другой. США должны сформулировать общую политику и не оправдывать турецкие нападения.

- Вы упомянули, что сейчас Эрдоган находится в менее комфортном положении, нежели до выборов, как во внутренней, так и во внешней политике. Какое влияние на турецкую дипломатию оказывает отход ПСР на второй план?

- Отношения, которые складываются между государствами, очень важны. Государства заинтересованы друг в друге. Правительства могут влиять на это положительным или отрицательным образом. Многие державы недовольны ПСР и Эрдоганом, но они поступают так, как требуют их интересы. После выборов 31 марта европейская и даже ближневосточная пресса писала, что ПСР и Эрдоган потеряли власть. У Эрдогана нет прежней власти и влияния. Это окажет влияние на переговоры и дипломатию, но не будет определяющим фактором. ПСР рискует утратить власть в скором времени, и, возможно, она даже потерпит поражение раньше, чем ожидалось. Но определяющим фактором остается то, что у государств есть свои политические, стратегические, геополитические и другие многогранные интересы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

- ПСР использует борьбу Палестины в своих интересах. Лицемерие Эрдогана было разоблачено в конфликте между ХАМАС и Израилем, когда выяснилось, что Турция поставляла оружие и боеприпасы, используемые в войне против палестинского народа. Как вы оцениваете эту ситуацию?

- На Ближнем Востоке есть два фундаментальных вопроса, палестинский и курдский. Если проблемы наших народов не будут решены демократическим путем, регион никогда не будет демократизирован. Это факт. Насколько эта война отвечает их интересам – это совершенно другой вопрос. ПСР, особенно Эрдоган, – прагматик, он беспринципен и аморален. Он делает все, что служит его интересам. Они делают вид, будто день и ночь работают на благо Палестины, будто хотят, чтобы палестинский народ осуществил свои мечты, но та же самая ПСР удвоила объемы торговли с Израилем за последние шесть месяцев. Это лицемерие. Они лгут о своем сочувствии жертвам Палестины. С одной стороны, они пытаются манипулировать общественным мнением, а с другой – увеличили торговый оборот в несколько раз. Ложь может зайти далеко; то, что они сделали, давно очевидно. Сейчас они находятся в отчаянном положении.

Сын Эрбакана, председатель так называемой Партии благоденствия, разработал стратегию, позволившую использовать слабости Эрдогана. Эта стратегия показала, что режим ПСР проливает лживые слезы по Палестине, обратив внимание на торговлю оружием между Израилем и Турцией. Глава Партии благоденствия сказал: «Если вы честны, если вы правдивы, если вы мусульманин, вы должны отказаться от этой торговли». Он застал Эрдогана врасплох. Президент был ошеломлен. Но, как я уже говорил, интересы – это всё для Турции, особенно для ПСР. В прошлом у Озала, Демиреля, Эрбакана и Эджевита были некоторые принципы – их жизнь говорит о том, что они у них были. Но у Эрдогана нет принципов. Его сын, дочь, зять, родственники – все они так или иначе эксплуатируют ресурсы государства. Они обманывают турецкое общество, говоря о родине и нации. Турция распадается, а кровь её граждан льется в горах Курдистана. К сожалению, турецкое общество не осознает этого, хотя ситуация постепенно меняется.

В прошлом турецкое общество всегда реагировало на похороны турецких солдат. Режим ПСР оказывал сильное давление на людей, и порой не гнушался даже использовать деньги, чтобы заглушить протесты. Тем не менее, этот потенциал остается высоким. Несколько дней назад репортер из НСС сообщил, что трупы сотен турецких солдат были похоронены прямо на границе между Курдистаном и Турцией. Многие семьи не знают, живы ли их дети и где они похоронены. Государство делает всё возможное, чтобы эти вопросы стихли, но это подействует лишь на время. Конечно, напряжение достигнет предела. Так происходит во всем мире. Правительства могут пасть так же быстро, как поднялись. Правительство ПСР тоже однажды поднялось на вершину и упадет точно так же.

* - террористическая организация, запрещена в РФ