Документальный фильм о Джизре показывает общую участь курдов в условиях оккупации

Режиссер и журналистка из разных регионов Курдистана работали вместе, чтобы рассказать историю осады турецкой армией города Джизре в 2015 году недалеко от сирийской границы, показывая, что борьба курдов остается неизменной через поколения и границы.

Кадры, снятые курдской журналисткой в момент осады турецкой армией ее родного города Джизре, пугающе напоминают о зверствах в курдских районах Ирана, сказал режиссер Фариборз Камкари в интервью Cineuropa в июле.Fariborz Kamkari • Director of Kurdbûn - Essere curdo

Камкари в сотрудничестве с журналисткой Берфин Кар снял документальный фильм «Курдбюн», в котором рассказывается о годичной блокаде турецкими военными города Джизре, расположенного на турецкой стороне границы между Турцией и Сирией. Несмотря на то, что осада проходила далеко от места его рождения в восточном Курдистане, Камкари сказал, что он сразу же понял бедственное положение Джизре из своего собственного детского опыта.

«Это напомнило мне ту же ситуацию, которая сложилась много лет назад в Иране, когда я был ребенком, — сказал Камкари. — Я также прожил в осажденном городе более 40 дней со своей семьей под бомбами. Я родом из западного региона Курдистана. Я был ошеломлен сходством между этими двумя событиями».

Кар собрала более 50 часов видеоматериалов, отснятых во время осады. Однако Камкари понадобилось всего несколько минут, чтобы понять, какое влияние может оказать совместный проект.

«Я сразу же понял, как я буду снимать документальный фильм: он будет свидетельствовать о том, что произошло в Джизре, и в то же время предлагать более широкую перспективу и показывать курдское сопротивление», — сказал он.

В 2015 году турецкое правительство отказалось от мирного процесса, чтобы возобновить затянувшийся на десятилетия конфликт с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая с 1980-х годов борется за самоуправление курдов в Турции. В ходе последовавшего конфликта турецкая армия осадила город Джизре, введя круглосуточный комендантский час, который продолжался несколько месяцев, и обстреливая жилые районы.

В период после 2015 года в Турции правительство принимает все более авторитарные меры против политической и гражданской оппозиции, а против критически настроенных журналистов регулярно выдвигаются уголовные обвинения.

Кар — одна из таких журналисток, против которой выдвинуты эти обвинения. Но она намерена вернуться и предстать перед судом, а не быть признанной виновной заочно, сказал Камкари.

«Берфин сказала: «Если меня осудят, я не смогу вернуться. Я вернусь, чтобы защитить себя». Вполне вероятно, что она будет осуждена», — подчеркнул он.