Курдистан

Виан Лейла: женщины должны оградить себя от пропаганды

Представительница ПСЖК Виан Лейла убеждена, что женщины должны уметь оградить себя от пропаганды института брака и провоенных государственных СМИ.

Виан Лейла – политик Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК), выступив в эфире программы Xwebûn на канале Jin TV, рассказала о государственной патриархальной пропаганде.

«Система, в которой доминируют мужчины, представляет женщин либо как подражателей мужчин, либо как бесправный субъект», — сказала она.

- При каких обстоятельствах в повестку освободительного движения вошла теория «вечного развода» и разрыва с прошлым?

- Эта концепция вошла в повестку дня женского движения в 1998 году. Сложившиеся на тот момент условия требовали женской организованности и соответствующей идеологии. После гибели героини Беритан женская армия вошла в повестку дня нашего движения. Затем, после гибели героини Зилан, в нашу повестку дня пришла так называемая теория «развода» и разрыва с прошлым. Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан создал концепцию женских боевых отрядов и привел пример товарища Зилан, говоря о теории разрыва с прошлым. Когда Зилан впервые познакомилась с освободительным движением, у неё была другая жизнь и классический брак.

За короткое время она узнала о жизненном пути бойца и оставила своё прошлое. Несмотря на то, что с момента, когда она стала частью движения, прошел всего год, Зилан понимала, что заговор против курдского лидера угрожал женскому движению, и решила ответить на этот демарш самоотверженным поступком.

Сема Юдже стала её последовательницей. Когда Оджалан говорил о разрыве с прошлым, он имел в виду разрыв с системой, в которой доминируют мужчины. Идея «вечного развода» появилась в нашей повестке именно тогда.

В 2009 году лидер включил эту концепцию в нашу повестку дня. Он определил 5000-летнюю цивилизацию, которой правили мужчины, имевшие власть над женщинами, как систему насилия. Он сказал, что мы должны навсегда избавиться от мужской власти, и так это вошло в нашу повестку дня. Мы задались вопросом: «Как мы выйдем за рамки этой системы, как будет развиваться наша теория освобождения?» Шли дискуссии, в ходе которых мы обсуждали эти проблемы. Когда лидер поставил вопрос о вечном разводе, над ним работали многие философы и исследователи.

Во Франции расследовались случаи изнасилований. Были люди, которые называли это любовью. Лидер заявил: «Любовь невозможна в таких условиях». Потому, что это система насилия, а в условиях насилия не существует настоящей любви. «Если женщина хочет избавиться от угнетения, она должна осознанно порвать с этой системой», – сказал Оджалан. Если женщины добьются этого, они спасутся от системы, в которой доминируют мужчины.

- Значит, он говорил не только о физическом разрыве?

- Нет, он говорил о том, чтобы порвать с системой в целом. Эта система – не просто вопрос физических ограничений. Это культурная среда. Есть институты, которые поддерживают её. Необходимо отказаться от всего этого.

- Когда Оджалан выдвигал эти концепции и создавал свою теорию, какой была ситуация участниц освободительного движения?

- Женская организация уже существовала, а благодаря Абдулле Оджалану были созданы женские отряды самообороны. Но многие по-прежнему не верили в силу женщин. Чего может добиться женщина, может ли она сражаться, может ли она носить оружие, может ли противостоять мужчинам, создавать организации, решать конфликты и закрывать свои потребности? Может ли она жить без мужчины? Многие сомневались. Возникли вопросы о том, сможет ли женщина жить, если станет независимой. Однако, товарищ Зилан положила конец этим дискуссиям. Она показала силу женщин всему миру. Женщина познала себя и порвала с мужской системой, показав это миру. Никто даже не ожидал, что женщина выйдет из дома в одиночестве.

Товарищ Зилан покинула дом, оставила мужа и семью, ушла в горы и сражалась, определив свой путь самостоятельно. Она стала символом сильной женщины. Появление Зилан и Семы Юдже в рядах освободительного движения – результат самоотверженной борьбы.

Сегодня наши соратницы развивают конфедеративную систему и создают общественные союзы. Все эти структуры возникли на основе теории разрыва с прошлым. Чем больше женщины выходили за рамки старой системы, тем быстрее они развивались. Теперь курдянка стала источником вдохновения для всех прочих женщин. Многие из них оставили рабство и принялись искать свободу.

- Какими будут экономические, интеллектуальные и культурные последствия этих событий?

- Наша модель — это система АЖК, построенная на принципах демократического конфедерализма. Однако, этот успех необходимо развивать шаг за шагом. Нам необходимо отстраниться от патриархальной системы физически. Там, где мужчины имеют чрезмерное влияние, женщины не могут свободно выражать свое мнение. Если женщина хочет быть самой собой, она должна изолировать себя от тех, кто стремится обладать ей. Кто хочет владеть женщиной? Отец, партнер, брат, государство. Если вы не порвете с тиранами, вас всегда будет преследовать угроза убийства, похищения и нападений. Пережив физический разрыв с прошлым, необходимо порвать с прошлым и морально. Нам нужно избавиться от менталитета мужского превосходства. Мы должны быть собой. Сейчас мы не принадлежим себе. Наши идеи и чувства были украдены.

Как женщины представляют себя сегодня? Они подражают мужчинам, когда идут в армию, становятся похожими на мужчин. Капиталистическая система проложила путь женщинам под знаменами свободы даже в политике, и теперь женщины становятся депутатами парламента и премьер-министрами. Вспомните Тансу Чиллер и Ангелу Меркель. Насколько они женщины – спорный вопрос. Они женщины, но по содержанию мужчины. Бакунин писал: «Даже если вы пустите во власть лучшего человека, он станет деспотом за 24 часа». Наш лидер говорит: «Если этот человек окажется женщиной и придет к власти, ситуация будет хуже, чем простой деспотизм». Вот что такое власть. Они ставят женщин на важные посты, и некоторые женщины играют роль витринного образца. Другими словами, женщина – либо подражание мужчине, либо товар для мужчины.

Другая модель, которую они выбирают для женщин, — быть тенью мужчины. Что такое тень? Есть успешные, знающие женщины, эксперты и учёные. За ними порой стоит спокойный, тихий мужчина. Они носят жен на руках, но нередко и для таких мужчин жены – предмет статуса, дорогая вещь. Есть мужская и женская модель поведения. Женщина воспитает детей для мужа и всегда будет с ним, как украшение. Диктаторы также держат женщин вокруг себя в качестве украшений. Женщины потеряли самих себя. Что значит быть женщиной, что такое женское восприятие мира – всё это забыто. Поскольку общества, ориентированного на женщин, не существовало, концепция матриархата не получила развития.

Почему мы обречены на такое мировоззрение? Почему мы руководствуемся этой концепцией? Какую пользу это нам приносит? Какую пользу мы получили от мужчин, кроме убийств, преследований, изнасилований, ассимиляции? Человек, называющий себя самым демократичным, становится насильником, когда дело доходит до женщины. Вы не можете жить, как свободная женщина. Вас заклеймят, как проститутку, бесчестную и аморальную, и результатом будет убийство. Если вы не сбежите, вас арестуют. Если вы останетесь в тюрьме своих четырех стен, вы сгинете. Итак, если вы захотите выбраться из этой системы, они окружат вас, посадят в клетку и будут творить всякое зло. Нас учат быть хорошей девочкой, не показывать волосы, опускать голову, не смеяться громко, как дружить с мальчиками, как дружить с девочками, как жить так, чтобы честь дома не была нарушена. Нас учат тому, чтобы обрести мужчину-защитника, чтобы ваше имя и тело не были осквернены. Этот мужчина должен быть вами заинтересован. Вам нужно одеться и украсить себя, чтобы этот человек был заинтересован.

- Какую роль играет институт семьи и брака?

- Семья готовит девочку к браку ещё в раннем возрасте. Женщине нельзя жить без семьи и мужа. Сегодня некоторые люди хотят смягчить ряд общественных явлений с помощью либеральной политики. Они продвигают определенные вещи во имя сексуальной свободы и подавляют общество с моральной точки зрения. Это другое зло. Институт семьи – первый прототип системы, в которой доминируют мужчины. Свои первые знания о мире вы получаете в своей семье. Правила и нормы, установленные отцом и братом, не нарушаются. Точно так же, как государство применяет слезоточивый газ, когда нарушаются его правила, полиция применяет насилие и арестовывает вашего брата или отца, а когда правила нарушаются, они прибегают к избиениям и арестам. Некоторые женщины выходят замуж, чтобы избежать этого давления.

Брак – это тоже «семейное дело». Порой люди, которые были женаты 3-4 месяца, хотят развестись с мужьями. Они поняли, что представляет собой их брак. Что с ними происходит? Их убивают. Вспомните истории убитых женщин, обычно это те, кто хотел развестись со своими мужьями. Государство также поощряет брак. Потому что, если люди будут заключать браки, население увеличится. Государство проводит свою собственную политику. Никто не должен говорить, что его или её отношения свободны от этих догм. Никто не должен обманывать себя. Женщины живут в рабстве под властью мужчин. Дома мужчина доказывает свое доминирование.

По сути это изнасилование. Проблема не только в браке. Есть люди, которые продвигают концепцию ложной свободы. Они говорят о сексуальной свободе в отношениях между мужчиной и женщиной, стремясь внушить женщинам, что это и есть свобода. Женщина «свободна» иметь только такие отношения с мужчиной, которого она хочет. Это тоже насилие.

Сколько женщин было убито любовниками? Это противоречия капиталистической современности. Мы должны освободиться от пропаганды семьи, института брака, от пропаганды со стороны научных кругов, армии и государственных школ.

- Трудно изменить менталитет людей, но после того, как лидер выдвинул эту концепцию, как вы реализовали её в рамках освободительного движения?

- Был применен метод разделения. Об этом заговорил сам Оджалан. Физическое разделение по территориальному принципу придало женщинам уверенности. До этого нас считали физически слабыми и бессильными, говоря, что женщины не могут самостоятельно справиться со своими задачами и выжить без мужской помощи. Однако, теперь женщины сражаются против захватчиков с оружием в руках. Видели ли вы большие достижения? Женская борьба пугает нынешние правительства.

Были созданы женские академии. Женщины обсуждали патриархальную систему в своих кругах. Они учатся и делятся своими знаниями с мужчинами. Другими словами, оставив за спиной прошлое, они начали работать над просвещением мужчин. Такая же ситуация складывается в обществе – наши соратницы стремятся изменить общественные отношения. Женщины объединяются по всему Курдистану, потому что видят свою силу.

- Какая ситуация сложилась в Рожаве после революции?

- Революция Рожавы стала надеждой для всех, кто борется против этой системы, и привлекла внимание людей, желающих свободы. Наибольшее влияние на тех, кто наблюдал за событиями в северо-восточной Сирии, оказало участие женщин в военных действиях, общественной жизни и революции. Сейчас в Рожаве функционирует демократическая система, и все её институты развиваются, учитывая принципы жинеологии. Самоорганизация – главный принцип построения этого общества.