Турции будет непросто избавиться от Эрдогана

Даже если случится немыслимое и президент Турции проиграет, откажется ли он от власти?

На любых честных выборах президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган потерпел бы поражение.

Но давайте будем откровенны, президентские и парламентские выборы в Турции в мае не будут проходить по правилам Квинсберри, и к ним не следует относиться как к таковым.

На первый взгляд, Эрдоган действительно находится в большой беде, столкнувшись с самыми сложными выборами за 20 лет своего пребывания у власти - особенно если оппозиционный блок возьмет себя в руки и проведет последовательную, объединенную кампанию, используя свои сильные стороны и неустанно концентрируясь на высшей цели - изгнании Эрдогана.

Последние опросы общественного мнения показывают, что кандидат от оппозиции Турции, ученый Кемаль Кылычдароглу - вряд ли самый харизматичный из политиков - опережает действующего президента более чем на 10 процентных пунктов, а до выборов остаются считанные недели. Согласно опросам, шестипартийный «Национальный Альянс», похоже, может получить наибольшее количество мест в борьбе с Партией справедливости и развития Эрдогана (ПСР) и ее жестко правым партнером, Партией националистического движения (ПНД).

Также трудно представить, как Эрдоган сможет сократить разрыв, в то время как юг Турции кипит от неадекватных мер правительства по спасению и оказанию помощи после сильного землетрясения, произошедшего в прошлом месяце. В результате этого разрушительного бедствия погибли около 48 000 человек. Случившееся вызвало жалобы на то, что разрушения таких масштабов произошли из-за плохого городского планирования и неумелого применения строительных норм и правил, что усугубляется небрежным планированием управления кризисом.

Когда в 1999 году сильное землетрясение потрясло район Измита недалеко от Стамбула, тогдашний премьер-министр Бюлент Эджевит, парализованный масштабами бедствия, подвергся осуждению за неспособность мобилизовать силы достаточно быстро. В результате этой катастрофы погибло около 18 000 человек, а возмущение помогло проложить путь к ошеломительной победе ПСР на последующих выборах. Оппозиция надеется, что потрясений прошлого месяца будет достаточно, чтобы на этот раз положить конец правлению самой ПСР Эрдогана.

Кроме того, экономическое руководство Эрдогана было причудливым. Благодаря его эксцентричной монетарной политике снижения процентных ставок перед лицом растущей инфляции, Турция была потрясена стремительной инфляцией, достигшей прошлой осенью 24-летнего рекорда - 85%, хотя сейчас она снова упала до 55%.

Под воздействием экономических факторов и идиосинкразического мышления Эрдогана (он убежден в том, что высокие процентные ставки ведут к росту инфляции, а низкие ее снижают, тогда как подавляющее большинство экономистов думают, что все наоборот - прим.) турецкая валюта потеряла 60 процентов своей стоимости по отношению к доллару с начала 2021 года. Дефицит текущего счета достиг рекордно высокого уровня, а дефицит торгового баланса увеличился до 38 процентов. Рост дороговизны разрушает привычный образ жизни среднего класса и ввергает бедные слои населения в еще большее отчаяние.
Как же на этом фоне Эрдоган может победить?
Прежде всего, у турецкого лидера есть огромные преимущества как у действующего президента, причем, что особенно важно, задиристого и беспринципного политика. Эрдоган упорно укрепляет контроль над Турцией.

За два десятилетия своего пребывания у власти Эрдоган перестроил Турцию с помощью ползучей исламизации и ослабления парламентской системы, превратив ее в президентскую, что равносильно фактически единоличному правлению. Современный «султан» Турции провел чистку судов, правоохранительных органов, государственной службы, спецслужб, офицерского состава вооруженных сил и средств массовой информации, укомплектовав их лоялистами.

Президент Турции также воспользовался неудачным военным путчем, чтобы ускорить формирование «системы Эрдогана». Прибыв в стамбульский аэропорт Ататюрк после дилетантского переворота 2016 года, он поклялся отомстить неудачливым заговорщикам. «Они заплатят за это высокую цену, - сказал он. - Это восстание - подарок нам от Бога».

Эрдоган никогда не колебался, когда дергал за доступные ему рычаги власти, и те, кто наблюдал за ним в течение многих лет, не сомневаются в том, что он будет дергать их и дальше по полной программе, как злой волшебник из страны Оз. Он не станет раздавать сердечки и призы.

«Лидеры США и Европы не должны позволить своим надеждам затуманить их видение», - предупреждает Синан Сидди, доцент кафедры национальной безопасности и автор книги «Кемализм в турецкой политике».

В своей статье для Фонда защиты демократий Синан Сидди утверждает, что Эрдоган «может победить даже без фальсификации результатов голосования». Вброс бюллетеней, ошибочные подсчеты голосов могут не понадобиться - созданная им система все равно обеспечит нужную ему победу.

И СМИ будут в авангарде усилий системы по обеспечению победы.

Захват Эрдоганом значительной части турецких СМИ внушает страх. «Крупнейшие медиа-бренды контролируются компаниями и людьми, близкими к Эрдогану и его партии ПСР, после серии приобретений, начавшихся в 2008 году», - говорится в расследовании, проведенном агентством Рейтер. Жесткий иерархический редакционный контроль координируется на самом верху: Фахреттин Алтун, глава правительственного Управления коммуникаций, следит за инструкциями, направляемыми в редакции.

Например, когда зять Эрдогана, Берат Албайрак, подал в отставку с поста министра финансов в 2020 году в результате беспрецедентного раскола в ближайшем окружении турецкого лидера, редакциям было приказано не сообщать об отставке, пока правительство не даст добро.

Таким образом, у оппозиции осталось лишь несколько независимых турецких изданий, таких как Medyascope и Halk TV. Но поскольку они больше сосредоточены на внутренней политике оппозиционного блока, если между партиями начнется междоусобица - как это случилось с выбором Кылычдароглу в качестве их общего кандидата - они, скорее всего, погрузятся в междоусобные споры, отвлекаясь от более важной игры.

Способны ли социальные сети помочь сломать удушающий контроль Эрдогана над СМИ? Турки мигрируют «в сторону онлайновых источников новостей, которые правительство в меньшей степени способно контролировать, - отметил Центр американского прогресса в исследовании 2020 года. - И хотя социальные сети предлагают альтернативу проправительственным голосам, которые доминируют на телевидении и в печатных СМИ, они также представляют собой смешанный мешок фактов, полуправды и подстрекательской дезинформации», - отмечают авторы исследования.

Конечно, правительство также приложило немало усилий для контроля и цензуры социальных сетей, а в октябре парламент принял еще более ограничительное законодательство. «Благодаря новому противоречивому закону о социальных сетях турецкие власти теперь имеют право контролировать и, в случае необходимости, ограничивать свободу слова в Интернете таким образом, который был бы немыслим в любой демократической стране - или даже в Турции несколько лет назад», - отметила Асли Айдынташбаш, приглашенный научный сотрудник Института Брукингса.

Кроме того, если эти меры контроля не сдерживают, всегда есть угроза тюремного заключения по хлипким, расплывчатым обвинениям в клевете или оскорблении президента или правительственных чиновников. 43 журналиста уже оказались в тюрьме вместе с оппозиционными политиками.

А если произойдет немыслимое, и система не сможет обеспечить победу Эрдогана в ночь выборов, как он может позволить себе проиграть? Оппозиционные политики уже дали понять, что в случае победы они будут добиваться, чтобы ему предъявили обвинения в коррупции и злоупотреблении властью вместе с членами его семьи - не говоря уже о его ближайшем окружении.

«Если Эрдоган почувствует поражение, никто не должен ожидать, что он уйдет спокойно, - считает Сидди. - Если поражение покажется неизбежным, лояльные Эрдогану судьи и сотрудники избирательной комиссии могут отменить результаты выборов, как они попытались сделать, аннулировав результаты выборов мэра Стамбула в 2019 году. Или он может даже положиться на полицию и вооруженные силы. Действительно, он может не отказаться от власти после того, как проиграл выборы, он может попробовать сохранить ее», - добавил он.