Подготовка к войне между Израилем и «Хезболлой»

«Хезболла» становится экспертом по беспилотникам, Израиль становится экспертом по их сбиванию

Шпионский беспилотник «Хезболлы», который Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) сбила на границе с Ливаном во вторник днем, стал пятым, который постигла подобную участь в течение года. ЦАХАЛ не уточняет, каким образом он сбивает беспилотники, но, основываясь на военном использовании беспилотников в других странах, можно предположить, что в данном случае речь идет о сочетании электронной войны и, возможно, иногда кинетических средств перехвата.

Использование беспилотников для сбора разведданных, а иногда и для нанесения точных ударов по небольшим целям сегодня является обычным явлением во всех зонах боевых действий в регионе. В постоянных трениях между Израилем и «Хезболлой» они служат шиитской организации для тактических миссий по сбору информации, а именно для сбора разведданных для оперативных нужд. В то же время «Хезболла» использует их для изучения дислокации ЦАХАЛа на границе и его способности быстро реагировать. Дроны, безусловно, будут широко использоваться в случае начала новой войны на границе.

В августе прошлого года «Галилейское формирование» – 91-я дивизия ЦАХАЛа, дислоцированная вдоль границы, – сбила беспилотник, проникший в воздушное пространство Израиля. Необычно то, что фотографии, сделанные аппаратом во время полета, сохранились. На фотографиях израильская разведка опознала тех, кто управлял беспилотником. Они являются членами подразделения, которое, по всей видимости, связано с подразделением «Радван» – элитными наступательными силами «Хезболлы», названными так по кодовому имени Имада Мугние, военного руководителя организации, который был убит в Дамаске в феврале 2008 года в ходе операции, приписываемой совместно Израилю и США.

В последние годы, после затухания гражданской войны в Сирии, «Хезболла» вернула большую часть подразделения «Радван» из Сирии в Ливан и разместила часть его личного состава в деревнях на юге Ливана. Имена тех, кто действовал в подразделении беспилотников, известны Израилю. На фотографиях также можно увидеть с воздуха развертывание ЦАХАЛа вдоль участков пограничной зоны.

«Хезболла» достигла больших успехов в использовании беспилотников. В последние несколько лет часто, почти еженедельно, с территории Ливана наблюдаются полеты беспилотников вдоль границы с Израилем, а в некоторых случаях они проникают на несколько сотен метров в южном направлении. Сейчас беспилотники – это готовый продукт, доступный каждому. Они легально ввозятся в Ливан для продажи в магазинах, а также могут быть заказаны через Интернет. Фотографы, как профессиональные, так и любители, используют их для своих целей, как и подростки.

Но армии и террористические или партизанские организации могут легко переоборудовать их для военных миссий, чтобы дополнить деятельность, выполняемую более крупной платформой – БПЛА (беспилотным летательным аппаратом). ЦАХАЛ тоже широко использует беспилотники в своих боевых частях, и можно ожидать, что они займут более значительное место после завершения многолетней программы «Тнуфа» («Мгновение»).

«Хезболла», в свою очередь, частично полагается на боевую доктрину и методы, которые подразделение «Радван» освоило, сражаясь плечом к плечу с российскими и иранскими инструкторами в гражданской войне в Сирии. В этом конфликте обе стороны также использовали беспилотники для сброса с воздуха взрывных устройств и ручных гранат. В последнее время подобные попытки были предприняты ХАМАСом против ЦАХАЛа на границе сектора Газа. Тем не менее основная их задача – сбор разведданных. С помощью беспилотников «Хезболла» улучшила документирование обстановки на израильской стороне границы и повышает качество своей разведки в преддверии будущей эскалации или войны.

Майор А., как ее здесь называют, является командиром дивизионного комплекса управления воздушным движением, оперативного центра, открытого около полутора лет назад, который занимается беспилотниками «Хезболлы» в Галилее. Аналогичный оперативный центр существует и в Газе. По словам майора А., широкомасштабное использование беспилотников противниками Израиля было замечено в 2014 году. Именно тогда начали разрабатывать ответные меры в отношении этой «территории», которую несколько неуклюже назвали «высотой вблизи земли». Вместе в объединенном оперативном зале работают сотрудники авиадиспетчерской службы (что также является профессиональной специализацией А.), разведки и наблюдательных подразделений. Сосредоточение внимания на беспилотниках повысило способность отслеживать их и анализировать их активность, а в конечном итоге и вероятность их сбития.

Директивы на перехват определяются ВВС, а цепочка командования во время инцидента заканчивается командиром дивизии, но на практике довольно широкая свобода действий остается за самими перехватчиками, поскольку решение необходимо принять в относительно короткое время.

«Хезболла» редко упоминает беспилотники в публичных заявлениях, даже когда ЦАХАЛ объявляет, что ему удалось сбить один из них после проникновения в воздушное пространство Израиля. Использование организацией беспилотников представляет собой двойное нарушение: суверенитета Израиля, когда они входят в воздушное пространство Израиля к югу от границы с Ливаном, и резолюции Совета Безопасности ООН 1701, которая запрещает присутствие сил «Хезболлы» к югу от реки Литани. На практике Израиль также нарушает суверенитет Ливана, совершая разведывательные полеты в небе над Ливаном. По данным арабских СМИ, он также делает это, когда ВВС обстреливают ракетами из воздушного пространства Ливана военные базы, производственные объекты и конвои контрабандного оружия на территории Сирии.

***

Тем временем на фоне подготовки войны между Израилем и «Хезболлой» лидер христианской ливанской партии говорит, что союз с «Хезболлой» находится под угрозой в преддверии парламентских выборов.

Джебран Бассиль, глава Свободного патриотического движения (СПД), заявил о беспрецедентном уровне разочарования в «Хезболле» и заметил, что альянс, призванный поддерживать мир в Ливане, находится под угрозой.

Глава крупнейшей христианской партии Ливана заявил в воскресенье, что 15-летний альянс с могущественной шиитской группировкой «Хезболла» больше не работает.

Выступление по телевидению Джебрана Бассиля, возглавляющего Свободное патриотическое движение, продемонстрировало беспрецедентный уровень разочарования в «Хезболле» и позволило предположить, что альянс 2006 года, которому приписывают помощь в поддержании мира в маленькой стране, находится под угрозой.

Комментарии Бассиля прозвучали на фоне разрушительного экономического кризиса, а также в преддверии важнейших парламентских выборов, на которых его партию ожидает жесткая конкуренция. Разрыв союза с «Хезболлой» будет стоить ему множества голосов на выборах в мае.

Но Бассиль, бывший министр иностранных дел, говорит, что альянс стоит ему доверия со стороны сторонников. Бассиль также является зятем президента Ливана Мишеля Ауна. Он позиционирует себя как реформатор и, как полагают, имеет амбиции баллотироваться на пост президента.

Бассиль свалил свое недовольство на другого союзника «Хезболлы» – влиятельное шиитское движение «Амаль», возглавляемое спикером парламента Набихом Берри. Он сказал, что в последние месяцы «Хезболла» поддерживала «Амаль» Берри в ущерб своему собственному альянсу.

«Мы достигли понимания с «Хезболлой» (в 2006 году), а не с «Амаль», – сказал Бассиль в своей часовой речи. – Если мы узнаем, что тот, кто принимает решения в этом альянсе, – Амаль, это наше право пересмотреть свои взгляды».

«Хезболла» и ее союзники контролируют большинство мест в парламенте и являются основными сторонниками правительства, пришедшего к власти в сентябре 2021 года. Но правительство и парламент были парализованы по мере углубления политических разногласий и в условиях, когда Ливан столкнулся с беспрецедентным экономическим кризисом, разворачивающимся с 2019 года.

Набих Берри, лидер шиитской партии «Амаль», давний соперник Бассиля, который обвинял его в том, что тот использовал свою власть в парламенте, чтобы заблокировать несколько важных законопроектов.

Недавно «Хезболла» и «Амаль» выступили с критикой расследования прошлогоднего взрыва в порту Бейрута, обвинив судью в предвзятом отношении к их союзникам, – позиция, противоречащая интересам партии Бассиля.

«Хезболла» потребовала отставки судьи, ведущего расследование взрыва, что привело к параличу в правительстве. Смертельные столкновения в октябре, в ходе которых сторонники «Амаль» и «Хезболлы» выступили против христианских стрелков, были спровоцированы спором о расследовании и еще больше обострили отношения с партией Бассиля, которая обвинила «Амаль» в насилии.

Бассиль критиковал «Хезболлу» за то, что она не поддержала его партию в деле принятия законов о реформах, которые, по его словам, направлены на искоренение коррупции и обеспечение децентрализованной финансовой политики. В результате такого выбора Бассиль не смог оправдать перед своими сторонниками решения «Хезболлы», добавил он, открыто обвиняя Берри в расколе.

«Понятно, почему американцы хотят загнать «Хезболлу» в угол, но непонятно, почему «Хезболла» хочет загнать себя в угол», – сказал Бассиль о союзе «Хезболлы» с Берри.

«Хезболла» включена Соединенными Штатами в список террористических группировок. Бассиль был включен в санкционный список США за коррупцию. Он утверждает, что санкции призваны оказать на него давление, чтобы заставить отменить союз с «Хезболлой».

«Мы не хотим отменять или разрывать меморандум о взаимопонимании (2006 года), – сказал Бассил. – Но мы хотим, чтобы он был изменен, потому что он больше не отвечает тем вызовам, особенно экономическим и финансовым, которые стоят перед нами».

Сторонники альянса рассматривают решение Бассила как шаг к более демократическому Ливану, помогающий преодолеть традиционное христианско-шиитское соперничество. Для «Хезболлы» союз с христианскими группами, которые традиционно выступают на стороне Запада, стал прикрытием после войны с Израилем в 2006 году.

«Естественно, в союзе с «Хезболлой» мы сильнее в электоральном плане, – сказал Бассиль. – Но между победой на выборах и обретением себя мы выбираем себя, наш авторитет и наше достоинство».