Что произошло 15 августа 1984 года?

15 августа – дата знаменует начало вооруженной борьбы курдского освободительного движения, которое на сегодняшний день является одним из современных партизанских и массовых народных движений.

С самого начала своего существования Турецкая Республика была основана на отрицании прав курдов, ассимиляции и уничтожении этого народа. Десятки тысяч курдов были убиты ядовитым газом в Дерсиме в 1938 году, огромное количество детей вывезли с родной земли и насильно ассимилировали. Восстания шейха Саида, Агири и Кочгири тоже были утоплены в крови. После этого в оккупированном турками Северном Курдистане надолго воцарился «мир», ставший следствием убийств и репрессий. К середине 20-го века представители колониальных держав были уверены, что Курдистан больше никогда не поднимет головы. Однако, в начале 1970-х годов группа молодых людей под руководством курдского лидера Абдуллы Оджалана вышла на сцену истории. Они вернули курдам надежду на освобождение. Тогда, 27 ноября 1978 года, в деревне Фис близ Лидже и была основана Рабочая партия Курдистана (РПК). Из-за нападений фашистов и давления со стороны крупных землевладельцев основатели партии уже имели опыт вооруженной самообороны. 18 мая 1977 года они впервые прибегли к методам вооруженной борьбы, чтобы отомстить за убийство Хаки Карера, одного из ведущих бойцов. Вооруженная борьба стала незаменимым методом в антифашистском сопротивлении и войне против фашиствующего врага, крупных землевладельцев и колониального государства, развернувшихся в 1978-1980 годах на территории Урфы.

Чтобы превратить вооруженное сопротивление в профессиональную партизанскую войну и создать освободительную армию, основатели и бойцы РПК отправились в Ливан летом 1979 года. Там они прошли идеологическую, военную и политическую подготовку под руководством Абдуллы Оджалана. Кемаль Пир, взявший на себя обязанности военного руководства движением, вернулся в Северный Курдистан, пройдя партизанскую подготовку. Однако, осенью 1980 года он был пленен турецкими властями. Это событие и военный переворот 12 сентября 1980 года привели к отсрочке начала настоящей вооруженной борьбы.

Новый этап начался со второго партийного съезда

В этот период идеологи и бойцы РПК продолжали проходить свое обучение в Ливане. После второго съезда РПК, состоявшегося летом 1982 года, группы, которые планировали начать вооруженную борьбу, отправились в подготовленные лагеря на границах Южного и Восточного Курдистана в сентябре.

Однако, «возвращение» оказалось очень сложным и непростым процессом. 24 ноября 1982 года на обратном пути в Курдистан восемь бойцов группы под руководством Шахина Кылавуза погибли, утонув во время наводнения на реке Хезил. По окончании своего трудного пути партизанские группы достигли места назначения в конце 1982 года, а в начале 1983 года на крутых скалах по обе стороны Запа уже были разбиты лагеря.

Гибель Мехмета Карасунгура

В апреле 1983 года полевые командиры РПК собралось в Лолане, чтобы обсудить организацию военного и общественного сопротивления режиму. Самым важным вопросом было: как, когда и где должна начаться вооруженная борьба? Предполагалось, что отряд, который займется подготовкой, будет развернут в районе, простирающемся до границы Загроса, Ботана и Серхата. Отряд приступил к выполнению задач на этой обширной территории. Партизанские командиры считали приоритетной задачей создать партизанский фронт, который протянется от Ширнака через Эрух, Байкан, Козлук до самого Сасона.

Когда до начала партизанской войны оставались считанные дни, а РПК ещё готовилась к ней со своими очень ограниченными средствами и в сложных условиях, партию потрясло еще одно печальное событие. Мехмет Карасунгур, член Центрального комитета РПК и участник Центрального военного комитета, был убит вместе со своим товарищем Ибрагимом Билгином в лагере Иракской коммунистической партии в Кандиле, куда он отправился на встречу с организациями из Южного Курдистана. Это событие вновь отсрочило начало вооруженной борьбы, запланированной на лето 1983 года.

Основание СОК

Центральный комитет, избранный 2-м съездом РПК в начале 1984 года, был преобразован в Центральный подготовительный комитет с полномочиями сроком на один год. Свое второе заседание комитет провел в Дамаске. На этом заседании, на котором присутствовали Абдулла Оджалан и семь членов ЦК, было принято решение о расширении фронтов освободительной борьбы и скорейшем начале партизанской войны.

В апреле того же года в районе Чия Раш города Зап было организовано широкое собрание, на котором присутствовало около 150 членов РПК. На этом собрании были объявлены результаты заседания Центрального комитета, а после этого было принято решение о подготовке вооруженной борьбы в Улудере и Чукурдже. Были распределены задачи. Однако, усилия, предпринятые в Чукурдже, оказались недостаточными. В результате Абдулла Оджалан разработал план дальнейших действий.

Исходя из мнения, представленного Оджаланом, 16-18 июня 1984 года шесть членов Центрального комитета РПК встретились в районе Хинере. На этой встрече было принято решение о создании Сил освобождения Курдистана (СОК), которые будут заниматься организацией партизанской войны. Решения шести ведущих руководителей РПК, которые находились тогда в горах Курдистана, были переданы группе участников партии в районе Шикефта Бириндара в середине июля.

На этой исторической встрече, прошедшей в Шикефте Бириндара, была подготовлена учредительная декларация СОК, определены места и даты проведения боевых операций. Согласно плану, 15 августа 1984 года партизаны должны были отправиться одновременно в Эрух, Шемдинли и Чатак. Отряд под командованием Махсума Коркмаза (Агида) должен был войти в Эрух, а отряд под командованием Абдуллы Акинджи (Гёзлюклу Али) – в Шемдинли. Партизанское подразделение под командованием Агида должно было выполнить незавершенную в Чатаке задачу год спустя, в годовщину сопротивления 14 июля.

Боевая операция в Эрухе вошла в историю

В середине июля 1984 года партизанские отряды отправились в районы Северного Курдистана. Наиболее сложной была задача, поставленная перед группой, направлявшейся в Эрух. Агид, командир группы, описал эти трудности в своем отчете такими словами: «В центре города мы не смогли найти ни одного человека, от которого мы могли бы получить информацию. Многие деревни не имеют никакого представления о нашей борьбе». Более того, у Агида были серьезные проблемы с пешей ходьбой на большие расстояния из-за врожденных сложностей. В своих дневниках, которые были опубликованы позже, Агид описал эту ситуацию кратко: «Боль в колене мешает мне ходить». Он скрывал этот дискомфорт и боли от многих своих друзей. Историки сравнивают состояние Агида, который ходил в горные походы с такими трудностями, с тем, как Че Гевара справлялся с астмой.

Агид заранее тренировался с партизанской группой, подготовив план местности Эруха. Последнюю разведку для атаки он провел 13 августа. Даже за несколько часов до начала операции многие в группе не знали, где именно они нанесут удар. На рассвете 15 августа группа достигла места назначения. На рассвете в регионе по-прежнему царила тишина. Когда рассвело, Агид указал на цель, которая выглядела, как точка вдали. Вся группа наблюдала за городом в бинокль. Эрух находился в трех километрах от их позиции.

Все действия были рассчитаны до мельчайших деталей, был подготовлен даже «план Б» на случай неудачи. Если бы первоначальный план провалился, члены группы попытались бы добраться до места встречи у подножия горы Чирав. Прибывшие туда должны были ждать своих товарищей не более 1,5 часов, а затем им следовало отступить на свои базы. До начала операции, в которой участвовали четыре ополченца и 25 бойцов, сражавшихся в рядах РПК на постоянной основе, Агид распределил их задачи таким образом:

Ударный отряд: Эрдал, Селим, Шияр, Фикрет, Муса, Хайдар, Азад, Ферхан.

Артиллеристы: Хашим, Баран, Калаш (ополченцы).

Группа обороны: Казым, Ибрагим (ополченцы).

Командование: Агид и Сердар (с пулеметом Дегтярёва).

Группа, атаковавшая жилье командира на территории турецких казарм: Бедран, Биджо, Керим.

Пропагандистская группа, которая должна была действовать в мечети: Тевфик, Омер Шореш.

Группа, расклеивавшая плакаты: Ботан, Дженго, Бозан.

Группа, которая должна была следить за дорогой из Эруха в Сиирт: Хачи, Халил, Салих.

Группа, которая должна была следить за дорогой из Эруха в Ширнак: Али, Джума, Халил (три ополченца).

Когда наступили сумерки 15 августа 1984 года, группа отправилась в путь примерно в 19:30 вечера. Они достигли Эруха около 9 часов вечера и быстро разделилась на три отряда. Через несколько минут раздался первый выстрел, выпущенный по посту охраны жандармского поста. Снаряд попал в верхний этаж казармы, а через несколько минут двухэтажное военное здание оказалось под контролем партизан. Солдаты запаниковали. Тем временем ударный отряд ворвался в офицерскую столовую.

Пока по громкоговорителю в мечети объявляли о создании СОК, партизаны брали под контроль город и уничтожали символы турецкого государства. Были разрушены здание почты и банк, подожжен автомобиль командира.

Партизанская группа покинула Эрух около полуночи с большим количеством конфискованного снаряжения. Они погрузили всё на мулов на мосту на выезде из города, и 18 августа партизаны благополучно вернулись на базу.

Операция в Шемдинли под командованием Гёзлюклу Али

Одновременно с действиями в Эрухе партизанские бойцы вошли и в Шемдинли. В отличие от Эруха, здесь произошли ожесточенные боестолкновения с турецкой армией. Под командованием Гёзлюклу Али бойцы атаковали полицейские участки и военные казармы. Турецкая армия понесла большие потери. Несмотря на ожесточенные столкновения, в Шемдинли тоже было объявлено о создании СОР – бойцы оставили в городе листовки.

В интервью газете Yeni Özgür Politika, опубликованном в 2018 году, член Исполнительного комитета АОК Дуран Калкан рассказывал о разнице между акциями в Эрухе и Шемдинли так: «Боевая операция в Шемдинли ничем не уступала операции в Эрухе. На деле они были очень похожи. Тот акцент, который обычно делают на Эрухе, объясняется отчасти характером командования подразделениями. Агид, возглавлявший операцию в Эрухе, погиб в бою в Габаре 28 марта 1986 года. Это и заставило сосредоточиться на событиях в Эрухе. Руководитель операции в Шемдинли, товарищ Гёзлюклу Али (Абдулла Акинджи) также продолжал мужественно сражаться в дальнейшем. Он был командиром партизанского отряда, который вел бои в Хаккари в 84 году и дошел до Гарзана в 85 году. Он организовал множество боевых операций».

В том же интервью Дуран Калкан отметил, что самоубийство Гёзлюклу Али, совершенное тем на фоне попыток ликвидировать движение, привело к тому, что операция в Шемдинли отошла на второй план. Калкан пояснил: «Он был очень чувствительным и эмоциональным человеком. Он не смог выдержать дискуссий и споров, которые могли способствовать ликвидации движение».

Землетрясение длится уже 38 лет

Прорыв, совершенный РПК 15 августа, вызвал, метафорически говоря, землетрясение в Анкаре. Хотя Турция и пыталась скрыть инциденты в Эрухе и Шемдинли, эти боевые операции мгновенно попали в заголовки газет по всему миру. Би-би-си, «Голос Америки» и иранское радио были первыми СМИ, сообщившими о случившемся 15 августа. Европейские СМИ сообщали: «Они переняли стратегию и тактику южноамериканских партизан», «Турецкая пресса не должна распространять такие новости», «Внезапные нападения могут быть делом рук бойцов РПК, известных как апочисты», «Их цель – создать независимое социалистическое государство со столицей в Диярбакыре (Амеде, – прим.)» и «Они выбирают горные районы, идеально подходящие для партизанской войны».

Лишь 18 августа 1984 года информация о событиях 15 августа попала в турецкие СМИ. Газета Milliyet опубликовала короткий текст под заголовком «Сепаратисты атаковали два поста жандармерии и офицерскую столовую», издание Hürriyet подвергло события 15 августа цензуре, опубликовав статью под заголовком «Террористы, совершившие нападение в Эрухе и Шемдинли, объявлены в розыск». В последующие дни турецкие СМИ пытались вернуть себе инициативу, утраченную 15 августа, публикуя новости под такими заголовками, как «Солдаты дышат им в затылок», «Нападавшие окружены» и «Жандармерия открыла охоту в Эрухе». Эти сообщения появлялись в турецких СМИ и выглядели так, будто всю эту кампанию в масс-медиа развязали сознательно. Тем временем глава военной хунты Кенан Эврен объявил: «Террористы, которые осмелятся взять в руки оружие и выступить против государства, должны быть немедленно пойманы и переданы в железные руки турецкого правосудия». Эврен дал срок в 72 часа для решения этой задачи и добавил: «Мародеры усвоят урок». Эврен был уверен, что «29-е курдское восстание в истории республики» закончится так же, как и 28 предыдущих.

Однако, пули, выпущенные 15 августа, привели к пробуждению всего Курдистана. Благодаря этому пробуждению всего за несколько лет была создана партизанская армия, в которую шли мужчины и женщины почти из всех городов, районов, поселков и деревень. В ряды партизан вступали представители всех конфессий и члены любых религиозных общин.

Срок жизни партизанского движения, которому Кенан Эврен отвел 72 часа, на сегодняшний день составляет уже 38 лет. Как говорил американский философ Дейл Карнеги: «Самые важные вещи в мире были сделаны людьми, которые продолжали стараться, даже когда казалось, что надежды нет». В 1984 году, в один из самых мрачных годов в истории Курдистана, группа борцов освободительного движения зажгла огонь надежды и заложила фундамент успеха там, где, казалось, вовсе не было никакой надежды.